Дополнительная предпрофессиональная программа в области изобразительного искусства Живопись

Содержание

Пояснительная записка
1. Планируемые
результаты
освоения
дополнительной
предпрофессиональной программы в области изобразительного
искусства «Живопись»
2. Учебный план
3. Годовой календарный учебный график
4. Система и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации
результатов освоения обучающимися образовательной программы
5. Программа творческой, методической и культурно-просветительской
деятельности школы
6. Условия реализации образовательной программы
7. Список литературы
8. Приложение 1. Учебный план (срок обучения – пять лет)
9. Приложение 2. Учебный план на дополнительный год обучения (6
класс)
10. Приложение 3. Аннотации к программам учебных предметов

Пояснительная записка
Дополнительная предпрофессиональная программа в области
изобразительного искусства «Живопись» (далее программа «Живопись»)
является системой учебно-методических документов, сформированной на
основе федеральных государственных требований (далее ФГТ) к
дополнительной
предпрофессиональной
программе
в
области
изобразительного искусства. Данная программа «Живопись» определяет
содержание и организацию образовательного процесса в Муниципальном
автономном учреждении дополнительного образования «Детская школа
искусств №10 имени А.И. Хачатуряна» г. Прокопьевска (далее ДШИ №10
имени А.И. Хачатуряна, ДШИ).
Программа «Живопись» разработана с учётом:
- обеспечения программы «Живопись» и основных профессиональных
образовательных программ среднего профессионального и высшего
профессионального образования в области изобразительного искусства;
- сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации
в сфере культуры и искусства.
Основными целями программы «Живопись» являются:
- выявление одарённых детей в области изобразительного искусства в раннем
детском возрасте;
- создание условий для художественного образования, эстетического
воспитания, духовно-нравственного развития детей;
- приобретение детьми знаний, умений и навыков по выполнению
живописных работ;
- приобретение детьми опыта творческой деятельности;
- овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;
- подготовка одаренных детей к поступлению в образовательные
учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в
области изобразительного искусства.
Реализация программы «Живопись» направлена на решение
следующих задач:
- воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих
уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;
- формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных
установок и потребности общения с духовными ценностями;
- формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и
оценивать культурные ценности;
- воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности,
эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной
требовательности;
- формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков,
позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные
программы в области изобразительного искусства;
- выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению

в соответствии с программными требованиями учебной информации, умению
планировать свою домашнюю работу, осуществлению самостоятельного
контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную
оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с
преподавателями и обучающимися в образовательном процессе,
уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим
взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной
деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения
результата.
Порядок приема поступающих в образовательную организацию
на обучение по программе «Живопись»
При приеме на обучение по программе «Живопись» ДШИ проводит
отбор детей в соответствии с частью 6 статьи 83 Федерального закона №273ФЗ с целью выявления их творческих способностей. Отбор поступающих
проводится в форме творческого испытания, позволяющего определить
наличие художественных способностей. Дополнительно поступающий
может предоставить самостоятельно выполненную художественную работу.
Правила приема поступающих в 1 класс, организация приема, сроки и
процедура проведения отбора поступающих, порядок зачисления в ДШИ
регламентируются Уставом ДШИ и правилами приема, порядком
проведения индивидуального отбора поступающих на ДПП «Живопись».
Срок освоения программы «Живопись» для детей, поступивших
в образовательные организации в 1 класс в возрасте с 10 до 12 лет
включительно, составляет 5 лет.
Срок освоения программы «Живопись» для детей, не закончивших
освоение образовательных программ основного общего образования или
среднего общего образования
и планирующих поступление в
образовательные организации, реализующие образовательные программы
среднего профессионального и высшего образования в области
изобразительного искусства, может быть увеличен на 1 год.
Для организации проведения отбора поступающих в ДШИ №10 имени
А.И. Хачатуряна создаются комиссия по приему, комиссия по
индивидуальному отбору, апелляционная комиссия. Составы комиссий
формируются из числа преподавателей ДШИ и утверждаются приказом
директора ДШИ.
Порядок приема поступающих проходит в следующем порядке:
- родители (законные представители) несовершеннолетнего поступающего
подают заявление на имя директора ДШИ №10 имени А.И. Хачатуряна,
предоставляют свидетельство о рождении ребенка;
- родители (законные представители) несовершеннолетнего поступающего
знакомятся с условиями поступления и отбора детей, другой информацией,
связанной с приемом поступающих, размещенной на информационном
стенде и официальном сайте ДШИ №10 имени А.И. Хачатуряна;
- зачисление поступающих в ДШИ №10 имени А.И. Хачатуряна

осуществляется по результатам их индивидуального отбора;
- график и сроки проведения индивидуального отбора поступающих
устанавливаются ДШИ самостоятельно, согласно Положению о порядке
приема в МАУ ДО «Детская школа искусств №10 имени А.И. Хачатуряна» в
целях обучения по дополнительным предпрофессиональным программам в
области искусств.
1. Планируемые результаты освоения обучающимися программы
«Живопись»
1.1. Результатом освоения программы «Живопись» является
приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в
предметных областях:
в области художественного творчества:
- знаний терминологии изобразительного искусства;
- знаний работ мастеров изобразительного искусства;
- знаний пропорций тела человека и применение этих знаний в портрете
и изображении фигуры;
- умений по созданию образных работ в разных жанрах – натюрморте,
пейзаже, портрете;
- умений грамотно изображать с натуры и по памяти предметы (объекты)
окружающего мира;
- умений создавать художественный образ на основе решения технических
и творческих задач;
умений
самостоятельно
преодолевать
технические
трудности
при реализации художественного замысла;
- навыков анализа цветового строя произведений живописи;
- навыков по выполнению длительной работы и работы над набросками,
этюдами, беглыми зарисовками;
- навыков передачи объема и формы, четкой конструкции предметов,
передачи их материальности, фактуры с выявлением планов, на которых они
расположены;
- навыков подготовки работ к экспозиции;
в области истории искусств:
- знаний основных этапов развития изобразительного искусства;
- умений использовать полученные теоретические знания в художественной
деятельности;
- первичных навыков восприятия и анализа художественных произведений
различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды;
в области пленэрных занятий:
- знаний об объектах живой природы, особенностей работы над пейзажем,
архитектурными мотивами;
- знаний способов передачи большого пространства, движущейся
и постоянно меняющейся натуры, законов линейной перспективы,
равновесия, плановости;

- знаний законов цвета, света и тона в пейзаже;
- знаний техники написания пейзажных картин мастеров изобразительного
искусства;
- умений изображать окружающую действительность, передавая
световоздушную перспективу и естественную освещенность;
- умений работать по памяти, используя для работы зарисовки;
- умений применять навыки, приобретенные в рамках освоения УП
«Рисунок», «Живопись», «Композиция».
1.2. Результатом освоения программы «Живопись» с дополнительным
годом обучения является приобретение обучающимися следующих знаний,
умений и навыков в предметных областях:
в области художественного творчества:
- знания классического художественного наследия;
- умения раскрывать образное и живописно-пластическое решение
в творческих работах;
- умения использовать изобразительно-выразительные возможности рисунка
и живописи;
- навыков самостоятельно применять различные художественные материалы
и техники;
в области истории искусств:
- знания основных произведений изобразительного искусства;
- умения узнавать изученные произведения изобразительного искусства
и соотносить их с определенной эпохой и стилем;
- навыков восприятия современного искусства;
в области пленэрных занятий:
- знания о закономерностях построения художественной формы,
особенностях ее восприятия и воплощения;
- умения передавать настроение, состояние в колористическом решении
пейзажа;
- умения сочетать различные виды этюдов, набросков в работе над
композиционными эскизами;
- навыков техники работы над эскизом с подробной проработкой деталей.
1.3. Результаты освоения программы «Живопись» по учебным
предметам обязательной части должны отражать:
Рисунок:
- знания о трехмерности предмета;
- знания законов перспективы;
- умения использовать приемы линейной и воздушной перспективы;
- умения и навыки по освоению светотени;
- умения передавать различную материальность предметов;
- умения размещать (компоновать) изображение на листе;
- умения изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру
человека;
- умения моделировать форму сложных предметов тоном;
- умения последовательно вести длительную постановку;

- умения рисовать по памяти предметы в разных несложных положениях;
- умения последовательно рисовать натюрморт из нескольких предметов,
разбирая их в тоне, передавая их материальность;
- навыки владения линией, штрихом, пятном;
- навыки в выполнении линейного и живописного рисунка;
- навыки передачи фактуры и материала предмета;
- навыки передачи пространства средствами штриха и светотени;
Живопись:
- знания свойств живописных материалов, их возможностей и эстетических
качеств;
- знания разнообразных техник живописи;
- знания художественных и эстетических свойств цвета, основных
закономерностей создания цветового строя;
- знания пропорций тела человека;
- умения видеть и передавать цветовые отношения в условиях
пространственно-воздушной среды;
- умения изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру
человека;
- умения создавать из натюрморта образ;
- навыки лепки формы цветом;
- навыки в использовании основных техник и материалов;
- навыки последовательного ведения живописной работы;
Композиция станковая:
- знания основных элементов композиции, закономерностей построения
художественной формы;
- знания принципов сбора и систематизации подготовительного материала
и способов его применения для воплощения творческого замысла;
- умения применять полученные знания о выразительных средствах
композиции – ритме, линии, силуэте, тональности и тональной пластике,
цвете, контрасте – в композиционных работах;
- умения использовать средства живописи, их изобразительно-выразительные
возможности;
- умения находить живописно-пластические решения для каждой творческой
задачи;
- навыки работы по композиции;
Беседы об искусстве:
- сформированный комплекс первоначальных знаний об искусстве, его видах
и жанрах, направленный на формирование эстетических взглядов,
художественного вкуса, пробуждение интереса к искусству и деятельности
в сфере искусства;
- знания особенностей языка различных видов искусств;
- первичные навыки анализа произведений искусства;
- навыки восприятия художественного образа;
Истории изобразительного искусства:
- знания основных этапов развития изобразительного искусства;

- первичные знания о роли и значении изобразительного искусства в системе
культуры, духовно-нравственном развитии человека;
- знания основных понятий изобразительного искусства;
- знания основных художественных школ в западно-европейском и русском
изобразительном искусстве;
- сформированный комплекс знаний об изобразительном искусстве,
направленный на формирование эстетических взглядов, художественного
вкуса, пробуждение интереса к изобразительному искусству и деятельности в
сфере изобразительного искусства;
- умения выделять основные черты художественного стиля;
- умения выявлять средства выразительности, которыми пользуется
художник;
- умения в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве
художников;
- навыки по восприятию произведений изобразительного искусства, умение
выражать понимание и свое отношение к ним, проводить ассоциативные
связи с другими видами искусств;
- навыки анализа творческих направлений и творчества отдельного
художника;
- навыки анализа произведений изобразительного искусства;
Пленэр:
- знания о закономерностях построения художественной формы,
особенностях ее восприятия и воплощения;
- знания способов передачи пространства, движущейся и меняющейся
натуры, законов линейной перспективы, равновесия, плановости;
- умения передавать настроение, состояние в колористическом решении
пейзажа;
- умения применять сформированные навыки по предметам: рисунок,
живопись, композиция;
- умения сочетать различные виды этюдов, набросков в работе
над композиционными эскизами;
- навыки восприятия натуры в естественной природной среде;
- навыки передачи световоздушной перспективы;
- навыки техники работы над жанровым эскизом с подробной проработкой
деталей.
2. Учебный план
2.1. Программа «Живопись» определяет содержание и организацию
образовательного процесса ДШИ. Программа «Живопись» направлена на
творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие обучающихся,
создание основы для приобретения ими опыта художественной практики,
самостоятельной работы по изучению и постижению изобразительного
искусства.
2.2. Программа «Живопись» включает в себя один учебный план с

нормативным сроком обучения 5 лет (см. приложение 1). Для
дополнительного года обучения в 6 классе предусмотрен отдельный учебный
план (см. приложение 2).
2.3. Учебный план программы «Живопись» с нормативным сроком
обучения 5 лет предусматривает предметные области - изобразительное
творчество; пленэрные занятия; история искусств и разделы - консультации;
промежуточная аттестация; итоговая аттестация.
Предметные области имеют обязательную и вариативную части,
которые состоят из учебных предметов.
Вариативная часть программы «Живопись» является ее неотъемлемой
частью, дает возможность расширить и углубить подготовку обучающихся,
определяемой содержанием обязательной части, получить обучающимися
дополнительных знаний, умений и навыков. Учебные предметы вариативной
части определяются ДШИ самостоятельно. Объем времени вариативной
части, предусматриваемых ДШИ на занятия обучающихся с присутствием
преподавателя, может составлять до 40 процентов от объема времени
предметных областей обязательной части, предусмотренного на аудиторные
занятия.
При формировании вариативной части осуществляется необходимо
учитывать исторические, национальные и региональные традиции области
изобразительного искусства, а также имеющиеся финансовые ресурсы,
предусмотренные на оплату труда педагогических работников.
2.4. При изучении учебных предметов обязательной и вариативной
частей программы «Живопись» должен быть предусмотрен объем времени на
внеаудиторную (самостоятельную) работу обучающихся. Внеаудиторная
(самостоятельная) работа обучающихся сопровождается методическим
обеспечением, содержащим обоснование времени, затрачиваемого на ее
выполнение по каждому учебному предмету.
2.5. Объём максимальной учебной нагрузки обучающихся не должен
превышать 26 часов в неделю. Максимальная аудиторная учебная нагрузка по
всем предметам учебного плана не должна превышать 14 часов в неделю (без
учета учебного времени, предусмотренного учебным планом на
консультации, а также участия обучающихся в творческих и культурнопросветительских мероприятиях ДШИ).
3. Годовой календарный учебный график
3.1.
Графики
образовательного
процесса
дополнительной
предпрофессиональной программы в области изобразительного искусства
«Живопись» разработаны ДШИ №10 имени А.И. Хачатуряна на основании
ФГТ.
Графики образовательного процесса определяют организацию
образовательной деятельности и отражают: срок реализации программы
«Живопись», бюджет времени образовательного процесса (в неделях),
предусмотренного на аудиторные занятия, промежуточную и итоговую

аттестацию обучающихся, каникулы, резерв учебного времени, а также
сводные данные по бюджету времени.
3.2. В ДШИ учебный год начинается 1 сентября и заканчивается в сроки,
установленные графиком образовательного процесса.
Продолжительность учебного года с первого класса по класс,
предшествующий выпускному классу, составляет 39 недель, в выпускных
классах – 40 недель; продолжительность учебных занятий в первом классе
составляет 32 недели, со второго класса 33 недели. В учебном году
предусматриваются каникулы объемом не менее 4 недель, в первом классе
для обучающихся устанавливаются дополнительные недельные каникулы;
летние каникулы устанавливаются в объеме 13 недель, за исключением
последнего года обучения; осенние, зимние, весенние каникулы проводятся в
сроки, предусмотренные при реализации основных образовательных
программ начального общего и основного общего образования в
общеобразовательных организациях. Продолжительность учебного занятия,
равная одному академическому часу, составляет 40 минут.
3.3.
Резерв учебного времени может использоваться Школой как на
подготовку обучающихся к промежуточной (экзаменационной) аттестации,
так и на проведение консультаций.
4. Система и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации
результатов освоения обучающимися образовательной программы
4.1. Оценка качества реализации программы «Живопись» включает в
себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую
аттестацию обучающихся.
4.2. Текущий контроль направлен на поддержание учебной
дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную
организацию домашних занятий, имеет воспитательные цели, может носить
стимулирующий характер. Текущий контроль осуществляется регулярно
преподавателем, оценки выставляются в школьную документацию (классный
журнал). В них учитываются:
- качество выполнения учебных заданий;
- отношение ребенка к занятиям, его старания и прилежность;
- инициативность и проявление самостоятельности, как на уроке, так и во
время домашней работы;
- темпы продвижения.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в форме
просмотров учебно-творческих работ, контрольных уроков, устных опросов в
счёт аудиторного времени.
4.3. Промежуточная аттестация оценивает результаты учебной
деятельности обучающихся по окончании четверти, полугодий в
соответствии с графиком образовательного процесса, обеспечивает
оперативное управление учебной деятельностью обучающихся и проводится
с целью определения:

- качества реализации образовательного процесса;
- качества теоретической и практической подготовки по учебному предмету;
- уровня умений и навыков, сформированных у обучающихся на
определенном этапе обучения.
Просмотры в рамках промежуточной аттестации проводятся в счёт
аудиторного времени. По завершении изучения учебных предметов (полный
курс) по итогам промежуточной аттестации обучающимся выставляется
оценка, которая заносится в свидетельство об окончании ДШИ.
4.4. Итоговая аттестация обучающихся по программе «Живопись»
представляет собой форму контроля (оценки) освоения выпускниками
программы «Живопись» в соответствии с ФГТ, установленными к минимуму
содержания, структуре и условиями реализации указанной образовательной
программы, а также срокам её реализации.
Требования
к
выпускным
экзаменам
определяются
ДШИ
самостоятельно. К итоговой аттестации допускаются выпускники, освоившие
программу «Живопись» в полном объеме, прошедшие промежуточную
аттестацию по всем предметам учебного плана.
Для организации и проведения итоговой аттестации в ДШИ, ежегодно
создаются экзаменационные и апелляционные комиссии.
При прохождении итоговой аттестации выпускник должен
продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с
программными требованиями, в том числе:
- знание основных художественных школ, исторических периодов развития
изобразительного искусства во взаимосвязи с другими видами искусств;
- знание профессиональной терминологии, основных работ мастеров
изобразительного искусства;
- знание закономерностей построения художественной формы и
особенностей ее восприятия и воплощения;
- умение использовать средства живописи и рисунка, их изобразительно выразительные возможности;
- навыки последовательного осуществления работы по композиции;
- наличие кругозора в области изобразительного искусства.
По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично»,
«хорошо»,
«удовлетворительно»,
«неудовлетворительно».
Оценка,
полученная на экзамене, заносится в экзаменационную ведомость (в том
числе и неудовлетворительная).
4.5. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются ДШИ
самостоятельно. Фонды оценочных средств, включают типовые задания,
контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить
приобретенные знания, умения и навыки. Фонды оценочных средств должны
быть полными и адекватными отображениями настоящих ФГТ,
соответствовать целям и задачам программы «Живопись» и её учебному
плану. Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества
приобретенных выпускником знаний, умений, навыков и степень готовности
выпускников к возможному продолжению профессионального образования в

области изобразительного искусства.
4.6. Порядок выставления оценок: текущая отметка выставляется в
классный журнал. По итогам промежуточной аттестации выставляются
четвертные, полугодовые и годовые отметки. Четвертные, полугодовые и
годовые отметки заносятся в общешкольную ведомость по классам.
Контрольные мероприятия по оценке знаний и умений, обучающихся в ДШИ
проводятся в соответствии с учебным планом и программой. Оценка,
полученная на экзамене (в том числе и неудовлетворительная), заносится в
экзаменационную ведомость. По завершении всех экзаменов допускается
пересдача
экзамена,
по
которому
обучающийся
получил
неудовлетворительную оценку. Условия пересдачи и повторной сдачи
экзамена определены в локальном нормативном акте ДШИ.
4.7. В ДШИ разработаны критерии оценок промежуточной и итоговой
аттестации в соответствии с настоящими ФГТ. Критерии оценок отражаются
в учебной программе на учебный предмет. Критерии оценки качества
подготовки обучающегося позволяют:
- определить уровень освоения обучающимся материала, предусмотренного
учебной программой по учебному предмету;
- оценить умение обучающегося использовать теоретические знания при
выполнении практических задач;
- оценить обоснованность изложения ответа;
- оценить уровень приобретенных знаний, умений и навыков, в т.ч.
исполнительских, в процессе освоения/по завершению освоения программы
«Живопись».
Оценка «отлично» ставится при прекрасном демонстрировании
приобретенных знаний, умений и навыков во всех предметных областях, по
всем учебным предметам.
Оценка «хорошо» выставляется при хорошем, достаточном уровне
демонстрирования приобретенных знаний, умений и навыков во всех
предметных областях, по всем учебным предметам.
Оценка «удовлетворительно» ставится при слабом, но достаточно
удовлетворительном демонстрировании приобретенных знаний, умений и
навыков во всех предметных областях, по всем учебным предметам.
Оценка «неудовлетворительно» ставится, если обучающийся дает
неудовлетворительный ответ,
показывающий незнание
материала,
демонстрирует очень слабый уровень приобретенных знаний, умений и
навыков во всех предметных областях, по всем учебным предметам.
5. Программа творческой, методической и культурнопросветительской деятельности школы
5.1. Методическая и организационно-просветительская деятельность
направлена на создание в ДШИ имени А.И. Хачатуряна комфортной
развивающей образовательной среды, для обеспечения высокого качества
образования, его доступности, открытости, привлекательности для

обучающихся, их родителей (законных представителей), а также духовнонравственного развития, эстетического воспитания и художественного
становления личности.
5.2. Включает решение задач:
- организация творческой деятельности обучающихся путем проведения
творческих мероприятий (конкурсов, мастер-классов, олимпиад, творческих
вечеров, театрализованных представлений и др.);
- организация посещений обучающимися учреждений культуры
(выставочных залов, музеев и др.);
- организация творческой и организационно-просветительской деятельности
совместно с другими детскими школами искусств, в том числе по различным
видам
искусств,
образовательными
учреждениями
среднего
профессионального
и
высшего
профессионального
образования,
реализующими основные профессиональные образовательные программы в
области изобразительного искусства.
5.3. Основные направления:
– аналитическое, с целью подготовки педагогического коллектива к
эффективной деятельности, включает в себя:
- изучение потребностей педагогических кадров в повышении квалификации;
- анализ информации о результатах диагностических и мониторинговых
исследований учебно-воспитательного процесса;
- анализ эффективности повышения квалификации преподавателей.
– организационно-педагогическое, направлено на обеспечение
непрерывности профессионального образования преподавателей, состоящее
из следующих компонентов:
- планирование и проведение методических мероприятий на школьном,
городском, областном уровнях;
- организация и координация работы методического совета;
- формирование банка педагогической информации (нормативно-правовой,
научно-методической, методической и др.);
- организация взаимодействия с обучающими организациями среднего
профессионального и высшего профессионального образования;
- подготовка и проведение научно-практических конференций, семинаровпрактикумов, презентации опытов, направленные на трансляцию и обмен
практическим опытом педагогических работников в аспекте решения
актуальных проблем в художественном образовании.
– учебно-методическое, направленное на методическое сопровождение
деятельности преподавателей по созданию условий эффективной
педагогической деятельности:
- прогнозирование;
- выявление и распространение лучших образцов педагогической
деятельности;
- составление учебных, учебно-тематических планов и программ по
предметам;
- участие в аттестации педагогических работников.

Вся методическая работа ведется по планам и направлена на
качественное обеспечение образовательного процесса и успешную его
реализацию, а также на повышение квалификации и профессионализма
преподавателей.
5.4. Библиотечный фонд, фонд ДШИ укомплектован печатными и
электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебнометодической литературы по всем учебным предметам, а также изданиями
художественных альбомов, специальными хрестоматийными изданиями в
объеме, соответствующем требованиям программы «Живопись».
5.5. Прогнозируемый результат:
Создание в школе ситуации успеха для развития способностей каждого
обучающегося,
условий
для
непрерывного
повышения
уровня
профессиональной компетентности преподавателей и совершенствования их
творческой
и
педагогической
деятельности,
внедрение
новых
образовательных
технологий,
в
том
числе
развивающих,
здоровьесберегающих и информационных приведут к обновлению
содержания образования и технологии обучения в условиях современного
социального заказа, повысят качество образования и авторитет школы.
Разработанная школой программа обеспечит достижение обучающимися
результатов
освоения
дополнительной
предпрофессиональной
общеобразовательной программы «Живопись» в соответствии с ФГТ.
6. Условия реализации образовательной программы
6.1. С целью обеспечения высокого качества образования, его
доступности, открытости, привлекательности для обучающихся, их
родителей (законных представителей), духовно-нравственного развития,
эстетического воспитания и художественного становления личности ДШИ
должна создать комфортную развивающую образовательную среду,
обеспечивающую условия для:
- выявления и развития одаренных детей в области изобразительного
искусства;
- организации творческой деятельности обучающихся путем проведения
творческих мероприятий (выставок, конкурсов, фестивалей, мастер-классов,
и других мероприятий);
- организация посещений обучающимися учреждений культуры
(выставочных залов, музеев и др.);
- организация творческой и организационно-просветительской деятельности
совместно с другими детскими школами искусств, в том числе по различным
видам
искусств,
образовательными
учреждениями
среднего
профессионального
и
высшего
профессионального
образования,
реализующими основные профессиональные образовательные программы в
области изобразительного искусства.
- использования в образовательном процессе образовательных технологий,
основанных на лучших достижениях отечественного образования в сфере

культуры и искусства, а также современного развития изобразительного
искусства и образования;
- эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке
педагогических работников и родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся;
- построения содержания программы «Живопись» с учетом индивидуального
развития детей, а также тех или иных особенностей субъекта Российской
Федерации;
- эффективного управления ДШИ.
Продолжительность учебных занятий с первого по шестой классы
составляет 33 недели (см. график образовательного процесса).
В учебном году предусматриваются каникулы в объёме не менее 4
недель. Летние каникулы устанавливаются в первом классе в объеме 13
недель, со второго по четвёртый классы - 12 недель. Осенние, зимние,
весенние каникулы проводятся в сроки, установленные при реализации
основных образовательных программ начального общего и основного общего
образования.
Школа обеспечивает проведение пленэрных занятий в соответствии с
графиком образовательного процесса. Занятия пленером могут проводиться в
течение одной недели в июне месяце или рассредоточено в различные
периоды учебного года. Всего объём времени, отводимый на занятия
пленэром, в одном классе составляет 28 часов в год.
Учебные предметы учебного плана и проведение консультаций
осуществляется в форме мелкорупповых занятий (численностью от 4 до 10
человек).
Программа «Живопись»
обеспечивается
учебно-методической
документацией по всем учебным предметам.
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся сопровождается
методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее
выполнение по каждому учебному предмету. (см. учебные программы по
предметам). Внеаудиторная работа может быть использована на посещение
ими учреждений культуры (выставок, галерей, музеев и др.), участие
обучающихся в творческих мероприятиях и просветительской деятельности
ДШИ.
Реализация программы «Живопись» обеспечивается консультациями
для обучающихся, которые проводятся с целью подготовки обучающихся к
контрольным урокам, экзаменам, просмотрам, творческим конкурсам и
другим мероприятиям по усмотрению ДШИ.
Реализация программы «Живопись» обеспечивается педагогическими
работниками, имеющими среднее или высшее профессиональное
образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета.
Материально-техническая база соответствует действующим санитарным
и противопожарным нормам, требованиям охраны труда.

Приложение 1
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе
в области изобразительного искусства
«Живопись»
Нормативный срок обучения – 5 лет

6
2231,5
1868,5
1419

ПО.01.УП.01.

Рисунок 2)

990

429

561

ПО.01.УП.02.

Живопись

924

429

495

ПО.01.УП.03.

Композиция станковая

924

561

363

История искусств
Беседы об искусстве

462
66

214,5
16,5

История изобразительного
искусства

396

198

ПО.02.
ПО.02.УП.01.
ПО.02.УП.02.

Аудиторная нагрузка по двум предметным
областям:
Максимальная нагрузка по двум предметным
областям:

3300

1633,5

247,5
49,5
198

5-й класс

4-й класс

9

3-й класс

8

2-й класс

7

1-й класс

Экзамены

5

Зачеты, контрольные
уроки

4
1765,5
1633,5
1419

Распределение по годам обучения

Индивидуальные
занятия

3
3997
3502
2838

Мелкогрупповые
занятия

Групповые занятия

ПО.01.

2
Структура и объем ОП
Обязательная часть
Художественное творчество

Промежуточная
аттестация
(по учебным
полугодиям)1)

Аудиторные
занятия
(в часах)

Трудоемкость в часах

1

Наименование частей,
предметных областей, учебных
предметов и разделов

Самостоятельная
работа

Трудоемкость в часах

Индекс
предметных
областей,
разделов и
учебных
предметов

Максим
альная
учебная
нагрузка

Количество недель аудиторных занятий
33
33
33
33
33
10
11
12
13
14
Недельная нагрузка в часах

2, 4, 6,
10
1,3…9,
10
1,3…9

2

8
2…
8
2…
8

3

3

3

4

4

3

3

3

3

3

2

2

2

2

3

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

4,6,8

1666,5

9,5

9,5

9,5

10,5

11,5

1666,5

17

18

20

22

23

ПО.03.
ПО.03.УП.01

Пленэрные занятия3)

112

Пленэр

112

Аудиторная нагрузка по трем предметным
областям:
Максимальная нагрузка по трем предметным
областям:
Количество контрольных уроков, зачетов,
экзаменов по трем предметным областям:
В.00.
Вариативная часть

3412

112
112

1633,5

4,6,8,
10

132

Скульптура

297

99

198

В.00. УП.02

Цветоведение

66

33

33

1…
-4
2

132

7…-10

132

3907

1765,5

2

12,5

11,5

11,5

12,5

13,5

2141,5

22

21

23

24

25

9
Годовая нагрузка в часах

90

20
20
40

20
20
40

4
4
8

К.04.04.

Беседы об искусстве

2

2

2

К.04.05.

История изобразительного
искусства

8

8

ПА.05.01.
ИА.05.02.
ИА.05.02.01.

Промежуточная
(экзаменационная)
Итоговая аттестация

2

1

Живопись
Композиция станковая

Аттестация

2

9

К.04.02.
К.04.03

А.05.00.

2

х

2141,5

32
90

2

х

363

В.00. УП.01

В.00. УП.03
Композиция прикладная
Всего аудиторная нагрузка с учетом
вариативной части:
Всего максимальная нагрузка с учетом
вариативной части:
Всего количество контрольных уроков, зачетов,
экзаменов:
Консультации4)
К.04.00.
Рисунок
К.04.01.

х

1778,5
23

495

х

4
4
8

4
4
8

4
4
8

4
4
8

2

2

2

2

1

1

1

-

Годовой объем в неделях
4
2

1

2

Композиция станковая
1
История изобразительного
ИА.05.02.02.
1
искусства
1
1
1
1
1
Резерв учебного времени
5
1)
В колонках 8 и 9 цифрой указываются полугодия за весь период обучения, в которых проводится промежуточная аттестация обучающихся. Номера полугодий
обозначают полный цикл обучения – 10 полугодий за 5 лет. При выставлении между цифрами «-» необходимо считать и четные и нечетные полугодия (например
«6-10» –с 6-го по 10-й). Форму проведения промежуточной аттестации в виде зачетов и контрольных уроков (колонка 8) по полугодиям, а также время их
проведения в течение полугодия ДШИ устанавливает самостоятельно в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. В случае окончания
изучения учебного предмета формой промежуточной аттестации в виде контрольного урока обучающимся выставляется оценка, которая заносится в
свидетельство об окончании ДШИ. По усмотрению ДШИ оценки по предметам могут выставляться и по окончании четверти.

2)

3)

4)

Занятия по учебным предметам «Рисунок», «Живопись», имеющие целью изучение человека, обеспечиваются натурой. Время, отведенное для работы с живой
натурой, составляет не более 30% от общего учебного времени, предусмотренного учебным планом на аудиторные занятия.
Занятия пленэром могут проводиться рассредоточено в различные периоды учебного года, в том числе – 1 неделю в июне месяце (кроме 5 класса). Объем
учебного времени, отводимого на занятия пленэром: 2-5 классы – по 28 часов в год.
Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, просмотрам, творческим конкурсам и другим
мероприятиям по усмотрению ДШИ. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени. Резерв учебного времени
устанавливается ДШИ из расчета одной недели в учебном году. В случае, если консультации проводятся рассредоточено, резерв учебного времени используется
на самостоятельную работу обучающихся и методическую работу преподавателей. Резерв учебного времени можно использовать как перед промежуточной
экзаменационной аттестацией, так и после ее окончания с целью обеспечения самостоятельной работой обучающихся на период летних каникул.

Примечание к учебному плану
1. При реализации ОП устанавливаются следующие виды учебных занятий и численность обучающихся: групповые занятия — от 11 человек; мелкогрупповые
занятия — от 4 до 10 человек.
2. Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным предметам обязательной и вариативной частей в среднем за весь период обучения
определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программ начального общего и основного общего
образования, реального объема активного времени суток и планируется следующим образом:
Рисунок- 1-2 классы – по 2 часа; 3-5 классы - по 3 часа в неделю;
Живопись - 1-2 классы – по 2 часа; 3-5 классы - по 3 часа в неделю;
Композиция станковая - 1-3 классы – по 3 часа; 4-5 классы - по 4 часа в неделю;
Беседы об искусстве – по 0,5 часа в неделю;
История изобразительного искусства – по 1,5 часа в неделю;
Скульптура – по 1 часу в неделю;
Цветоведение – по 1 часу в неделю.

Приложение 2
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
на дополнительный год обучения (6 класс) по предпрофессиональной общеобразовательной программе
в области изобразительного искусства
«Живопись»

Индивидуальные занятия

Зачеты, контрольные
уроки

Экзамены

3

4

5

6

7

8

9

722,5

363

359,5

Обязательная часть

722,5

363

359,5

Художественное творчество

594

330

264

Наименование частей, предметных
областей, разделов и учебных
предметов

2
Структура и объем ОП

Распред
учебным

1-е полугодие

Мелкогрупповые занятия

Промежуточная
аттестация
(по учебным
полугодиям)

Групповые занятия

ПО.01.

Аудиторные занятия
(в часах)

Трудоемкость в часах

1

Самост.
работа

Трудоемкость в часах

Индекс
предметных
областей,
разделов и
учебных
предметов

Максимальная
учебная
нагрузка

Количес
аудиторн
11
10

Недельна
ч

ПО.01.УП.01.

Рисунок

198

99

99

11

3

ПО.01.УП.02.

Живопись

198

99

99

11

3

ПО.01.УП.03.

Композиция станковая

198

132

66

82,5

33

49,5

-

-

-

82,5

33

49,5

ПО.02.

1)

История искусств

ПО.02.УП.01.

Беседы об искусстве
История изобразительного
ПО.02.УП.02.
искусства
Аудиторная нагрузка по двум предметным
областям:
Максимальная нагрузка по двум предметным
областям:
ПО.03.
Пленэрные занятия
ПО.03.УП.01.
Пленэр2)
Аудиторная нагрузка по трем предметным
областям:

676,5
28
28

363

11

2

11

1,5

313,5

9,5

313,5

20,5

28
28
341,5

12

х

Максимальная нагрузка по трем предметным
областям:
Количество контрольных уроков, зачетов,
экзаменов по трем предметным областям:
В.00.
Вариативная часть
Всего аудиторная нагрузка с учетом вариативной
части:
Всего максимальная нагрузка с учетом
вариативной части:
Всего количество контрольных уроков, зачетов,
экзаменов:
К.04.00.
Консультации3)
Живопись
К.04.01.
К.04.02.
К.04.03
К.04.04.
К.04.05.
А.05.00.
ИА.05.01.
ИА.05.01.01.

704,5

363

341,5
3

341,5
704,5

363

341,5

20,5
3

18

2

18
4

Рисунок
Композиция станковая
Беседы об искусстве

4
8
-

История изобразительного
искусства

2

Аттестация

Итоговая аттестация
Композиция станковая
История изобразительного
ИА.05.01.02.
искусства
Резерв учебного времени

2

Годовой объем в неделях
2
1
1
1

1. Занятия по учебным предметам «Рисунок», «Живопись», имеющие целью изучение человека, обеспечиваются натурой. Время, отведенное для работы с живой
натурой, составляет не более 30% от общего учебного времени, предусмотренного учебным планом на аудиторные занятия.
2. Занятия пленэром проводятся рассредоточено в различные периоды уч. года. Объем учебного времени, отводимого на занятия пленэром, составляет 28 ч. в год.
3. Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, просмотрам, творческим конкурсам и другим
мероприятиям по усмотрению ДШИ. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени. Резерв учебного времени устанавливается
ДШИ из расчета одной недели в учебном году. В случае, если консультации проводятся рассредоточено, резерв учебного времени используется на самостоятельную
работу обучающихся и методическую работу преподавателей. Резерв учебного времени можно использовать как перед промежуточной экзаменационной аттестацией, так
и после ее окончания с целью обеспечения самостоятельной работой обучающихся на период летних каникул.
Примечание к учебному плану
Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным предметам обязательной и вариативной частей в среднем за весь период обучения
определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программы основного общего образования, реального
объема активного времени суток и планируется в 6 классе следующим образом:
Рисунок - по 3 часа в неделю; живопись - по 3 часа в неделю; композиция станковая - по 4 часа в неделю; история изобразительного искусства – по 1 часу в
неделю.

Годовая на

Приложение 3. Аннотации к программам учебных предметов

Аннотации к программам учебных предметов
Программы учебных предметов в соответствии с ФГТ являются
неотъемлемой
частью
программы
«Живопись»,
разработанной
педагогическим коллективом ДШИ. Все программы учебных предметов
разработаны по каждому учебному предмету самостоятельно, в соответствии
с учебным планом программы «Живопись» с нормативным сроком обучения
- 5летпрошли обсуждение на заседании методического совета ДШИ, имеют
рецензии. Программы учебных предметов выполняют следующие функции:
 нормативную, является документом, обязательным для выполнения в
полном объеме;
 процессуально-содержательную,
определяющую
логическую
последовательность усвоения элементов содержания, организационные
формы и методы, средства и условия обучения;
 оценочную, то есть выявляют уровень усвоения элементов содержания,
устанавливают принципы контроля, критерии оценки уровня приобретенных
знаний, умений и навыков.
Программы учебных предметов имеют самостоятельную структуру,
содержат:
 титульный лист;
 пояснительную записку, содержащую характеристику учебного предмета,
его место и роль в образовательном процессе, срок реализации учебного
предмета, объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения на реализацию учебного предмета (с
указанием максимальной учебной нагрузки, объема времени на
внеаудиторную (самостоятельную) работу обучающихся и аудиторные
занятия), формы проведения учебных аудиторных занятий (групповая,
мелкогрупповая, индивидуальная), цели и задачи учебного предмета, методы
обучения, описание материально-технических условий реализации учебного
предмета,
 содержание учебного предмета;
 учебно-тематический план (для теоретических и исторических учебных
предметов (беседы об искусстве, история изобразительного искусства);
 требования к уровню подготовки обучающихся;
 формы и методы контроля, систему оценок;
 методическое обеспечение учебного процесса, в том числе перечень
литературы, а также, при необходимости, перечень средств обучения;
 список литературы и средств обучения, необходимый для реализации
программы учебного предмета.
В программах учебных предметов программы «Живопись» отражено
обоснование объема времени, предусмотренного на выполнение домашнего
задания.

ПО.01.ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО
Аннотация на программу учебного предмета ПО.01.УП.01. «Рисунок»
В системе
художественного образования
рисунок является
основополагающим учебным предметом. В образовательном процессе
учебные предметы «Рисунок», «Живопись» и «Композиция станковая»
дополняют друг друга, изучаются взаимосвязано, что способствует
целостному восприятию предметного мира обучающимися. Учебный
предмет «Рисунок» - это определенная система обучения и воспитания,
система планомерного изложения знаний и последовательного развития
умений и навыков. Программа по рисунку включает целый ряд
теоретических и практических заданий. Эти задания помогают познать и
осмыслить окружающий мир, понять закономерность строения форм
природы и овладеть навыками графического изображения. Данная программа
включает задания, которые выполняются в разных графических техниках, а
также направленные на развитие аналитического мышления и зрительной
памяти.
Цель учебного предмета:
художественно-эстетическое развитие личности ребёнка, раскрытие
творческого потенциала, приобретение в процессе освоения программы
художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков
по учебному предмету, а также выявление одаренных детей в области
изобразительного искусства и подготовка их к поступлению в
образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные
образовательные программы в области изобразительного искусства.
Задачи учебного предмета:
 освоение терминологии предмета «Рисунок»;
 приобретение умений грамотно изображать графическими средствами с
натуры и по памяти предметы окружающего мира;
 формирование умения создавать художественный образ в рисунке на
основе решения технических и творческих задач;
 приобретение навыков работы с подготовительными материалами:
набросками, зарисовками, эскизами;
 формирование навыков передачи объема и формы, четкой конструкции
предметов, передачи их материальности, фактуры с выявлением планов, на
которых они расположены.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Результатом освоения учебного предмета «Рисунок» является приобретение
обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
 знание понятий «пропорция», «симметрия», «светотень»;
 знание законов перспективы;
 умение использования приемов линейной и воздушной перспективы;
 умение моделировать форму сложных предметов тоном;
 умение последовательно вести длительную постановку;
 умение принимать выразительное решение постановок с передачей их

эмоционального состояния;
 навыки владения линией, штрихом, пятном;
 навыки передачи фактуры и материала предмета;
 навыки передачи пространства средствами штриха и светотени.
Срок реализации учебного предмета «Рисунок» составляет 5 лет и
дополнительный год обучения для 6-го класса. Учебные занятия по учебному
предмету «Рисунок» проводятся в форме аудиторных занятий,
самостоятельной работы и консультаций. При реализации программы
учебного предмета «Рисунок» продолжительность учебных занятий с
первого по пятый классы составляет 33 недели ежегодно.
Аннотация на программу учебного предмета ПО.01.УП.02 «Живопись»
Программа учебного предмета «Живопись» разработана на основе и с
учётом федеральных государственных требований к дополнительным
предпрофессиональным программам в области изобразительного искусства.
Содержание программы отвечает целям и задачам, указанным в федеральных
государственных требованиях. Программа строится на раскрытии нескольких
ключевых тем: «Цветовая гармония», «Передача объёма цветом», «Передача
пространства цветом». Содержание тем постепенно усложняется с каждым
годом. Определяющим принципом обучения является нераздельность
процесса работы над цветом, формой, композицией.
Цель учебного предмета:
художественно-эстетическое развитие личности обучающегося на основе
приобретенных им в процессе освоения программы учебного предмета
художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков,
а также выявление одаренных детей в области изобразительного искусства и
подготовка их к поступлению в образовательные учреждения, реализующие
основные профессиональные образовательные программы а области
изобразительного искусства.
Задачи учебного предмета:
 приобретение детьми знаний, умений и навыков по выполнению
живописных работ, в том числе:
 знаний свойств живописных материалов, их возможностей и эстетических
качеств;
 знаний разнообразных техник живописи;
 знаний художественных и эстетических свойств цвета, основных
закономерностей создания цветового строя;
 умений видеть и передавать цветовые отношения в условиях
пространственно-воздушной среды;
 умений изображать объекты предметного мира, пространство. фигуру
человека;
 навыков в использовании основных техник и материалов;
 навыков последовательного ведения живописной работы.
 формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков,

позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные
программы в области изобразительного искусства.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Результатом освоения учебного предмета «Живопись» является
приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
 знание свойств живописных материалов, их возможностей и эстетических
качеств;
 знание терминологии живописи;
 знание законов перспективы и светотени;
 знание законов цветоведения.
Обучающийся должен уметь:
 изображать различными красками объекты предметного мира, разные по
форме, светлоте, материалу, фактуре;
 изображать пространство и человеческую фигуру в нём;
 видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственно воздушной среды;
 раскрывать образ предметного мира.
Обучающийся должен владеть:
 навыками использования живописных материалов и техник;
 навыками последовательного ведения живописной работы;
 целостным восприятием натуры.
Обучающийся должен демонстрировать способность и готовность
использовать полученные знания и навыки в своей практической
деятельности.
Срок реализации учебного предмета «Живопись» составляет 5 лет и
дополнительный год обучения для 6-го класса.
Аннотация на программу учебного предмета ПО.01. УП.03.
«Композиция станковая»
Предмет «Композиция станковая» является объединяющим все
дисциплины учебного плана по изобразительному искусству в
образовательную программу, направленную на формирование и развитие
художественноэстетических способностей
обучающихся.
Программа
учебного предмета «Композиция станковая» разработана на основе и с
учётом федеральных государственных требований (ФГТ) к дополнительным
предпрофессиональным программам в области изобразительного искусства.
Цель учебного предмета:
художественно-эстетическое развитие личности обучающегося на основе
приобретенных им в процессе освоения программы художественно исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков, а также
выявление одаренных детей в области изобразительного искусства и
подготовка их к поступлению в образовательные учреждения, реализующие
основные профессиональные образовательные программы в области
изобразительного искусства.

Задачи учебного предмета:
 развитие интереса к изобразительному искусству и художественному
творчеству;
 последовательное освоение двух- и трехмерного пространства;
 знакомство с основными законами, закономерностями, правилами и
приемами композиции;
 изучение выразительных возможностей тона и цвета;
 развитие способностей к художественно-исполнительской деятельности;
 обучение навыкам самостоятельной работы с подготовительными
материалами: этюдами, набросками, эскизами;
 приобретение обучающимися опыта творческой деятельности;
 формирование у наиболее одаренных выпускников мотивации к
продолжению профессионального обучения в образовательных учреждениях
среднего профессионального образования.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Результатом освоения учебного предмета «Композиция станковая» является
приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
 знание основных элементов композиции, закономерностей построения
художественной формы;
 знание принципов сбора и систематизации подготовительного материала и
способов его применения для воплощения творческого замысла;
 умение применять полученные знания о выразительных средствах
композиции - ритме, линии, силуэте, тональности и тональной пластике,
цвете, контрасте - в композиционных работах;
 умение использовать средства живописи и графики, их изобразительновыразительные возможности;
 умение находить живописно-пластические решения для каждой
творческой задачи.
Срок реализации учебного предмета «Композиция станковая» составляет 5
лети дополнительный год обучения для 6-го класса.
ПО.02. «ИСТОРИЯ ИСКУССТВА»
Аннотация на программу учебного предмета ОП.02.УП.01.
«Беседы об искусстве»
Программа курса «Беседы об искусстве» разработана на основе и с
учётом федеральных государственных требований (ФГТ) к дополнительным
предпрофессиональным программам в области изобразительного искусства.
Данная программа предлагается в качестве первой ступени в постижении
наследия мировой художественной культуры, процессов, происходящих в
изобразительном искусстве. Темы заданий программы «Беседы об искусстве»
продуманы с учётом возрастных возможностей детей и согласно минимуму
требований к уровню подготовки обучающихся возраста 10-11 лет.
Основной целью освоения курса данной программы является
формирование у учащихся художественной культуры как неотъемлемой

части культуры духовной, пробуждение интереса к деятельности в сфере
изобразительного искусства.
Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:
 сформировать у обучающихся комплекс первоначальных знаний об
искусстве, овладевая специальной терминологией искусства;
 овладеть образным языком изобразительного искусства посредством
формирования у обучающихся знаний, умений, навыков;
 сформировать у обучающихся нравственно-эстетическую отзывчивость на
прекрасное видение в жизни и искусстве;
 подвигнуть обучающихся к художественно-творческой активности.
 Результатом освоения курса данной программы является: знание
особенностей языка различных видов искусств;
 знание основ изобразительной грамоты.
Обучающийся должен уметь:
 различать виды, жанры и технологии изобразительного искусства;
 разбираться в русских народных промыслах. обучающийся должен
владеть:
 первичными навыками анализа произведения искусства;
 навыками восприятия художественного образа.
Обучающийся должен демонстрировать способность и готовность
использовать полученные знания в своей практической деятельности.
Срок реализации учебного предмета «Беседы об искусстве» при 5-летнем
сроке программы «Живопись» реализуется 1 год в 1-ом классе.
Продолжительность учебных занятий по реализации программы учебного
предмета «Беседы об искусстве» в первом классе составляет 33 недели.
Аннотация на программу по учебному предмету ПО.02.УП.02.
«История изобразительного искусства»
Программа предусматривает изучение истории изобразительного
искусства с древнейших времен до наших дней, что не противоречит
возрастным особенностям и общему уровню подготовки обучающихся.
Предмет «История изобразительного искусства» направлен на овладение
духовными и культурными ценностями народов мира; воспитание и развитие
у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать
духовные и культурные ценности разных народов; формирование у
обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности
общения с духовными ценностями.
Цель учебного предмета:
художественно-эстетическое развитие личности учащегося на основе
приобретенных им знаний, умений, навыков в области истории
изобразительного искусства, а также выявление одаренных детей в области
изобразительного искусства,
подготовка
их к поступлению
в
профессиональные учебные заведения.
Задачами учебного предмета является формирование:

 знаний основных этапов развития изобразительного искусства;
 знаний основных понятий изобразительного искусства;
 знаний основных художественных школ в западно-европейском и русском
изобразительном искусстве;
 умений определять в произведении изобразительного искусства основные
черты художественного стиля, выявлять средства выразительности;
 умений в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве
художников;
 навыков по восприятию произведения изобразительного искусства,
умений выражать к нему свое отношение, проводить ассоциативные связи с
другими видами искусств;
 навыков анализа произведения изобразительного искусства.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Результатом освоения учебного предмета «История изобразительного
искусства» является приобретение обучающимися следующих знаний,
умений и навыков:
 знание хронологии событий;
 знание основных этапов развития изобразительного искусства;
 знание основных понятий и терминов изобразительного искусства;
 знание основных художественных школ в западноевропейском и русском
изобразительном искусстве.
Обучающийся должен уметь:
 работать с книгами и альбомами по искусству; выделять основные черты
художественного стиля;
 выделять средства выразительности, которым пользуется художник;
 сравнивать произведения художников различных эпох и стилей;
 излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Обучающийся должен владеть:
 навыками восприятия произведения изобразительного искусства;
 навыками анализа художественного стиля, творчества отдельного
художника;
 навыками анализа произведения изобразительного искусства, проводить
ассоциативные связи с другими видами искусства.
Обучающийся должен демонстрировать способность и готовность
использовать полученные знания в своей практической деятельности.
Срок реализации учебного предмета «История изобразительного
искусства» при 5-летнем сроке программы «Живопись» реализуется 4 года со
2-ого по 5ый класс. Продолжительность учебных занятий по реализации
программы учебного предмета «История изобразительного искусства» со 2ого по 5-ый классы составляет 33 недели.
ПО.03.ПЛЕНЭРНЫЕ ЗАНЯТИЯ
Аннотация на программу по учебному предмету по.03. уп.01. «Пленэр»
Программа учебного предмета «Пленэр» разработана на основе и с

учетом федеральных государственных требований к дополнительным
предпрофессиональным программам в области изобразительного искусства
«Живопись». Учебные занятия на открытом воздухе (пленэр) - неотъемлемая
часть учебного процесса, в котором применяются навыки, формируемые в
рамках различных учебных предметов: рисунка, живописи, композиции.
Пленэр является школой для дальнейшего развития данных навыков. Во
время занятий на природе учащиеся собирают материал для работы над
композицией, изучают особенности работы над пейзажем: законы линейной
и воздушной перспективы, плановости, совершенствуют технические
приемы работы с различными художественными материалами, продолжают
знакомство с лучшими работами художников-пейзажистов. Программа
«Пленэр» тесно связана с программами по композиции, рисунку, живописи.
В заданиях по пленэру используются композиционные правила (передача
движения, покоя, золотого сечения), приемы и средства композиции (ритм,
симметрия и асимметрия, выделение сюжетно-композиционного центра,
контраст, открытость и замкнутость, целостность), а также все виды рисунка:
от быстрого линейного наброска, кратковременных зарисовок до тонового
рисунка. При выполнении живописных этюдов используются знания основ
цветоведения, навыки работы с акварелью, умения грамотно находить
тоновые и цветовые отношения.
Цель учебного предмета:
художественно-эстетическое развитие личности ребенка, раскрытие
творческого потенциала, приобретение в процессе освоения программы
художественно-исполнительских и теоретических знаний.
Задачи учебного предмета:
 приобретение знаний об особенностях пленэрного освещения;
 развитие навыков построения линейной и воздушной перспективы в
пейзаже с натуры;
 приобретение навыков работы над этюдом (с натуры растительных и
архитектурных мотивов), фигуры человека на пленэре;
 формирование умений находить необходимый выразительный метод
(графический или живописный подход в рисунках) в передаче натуры.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Результатом освоения учебного предмета «Пленэр» является приобретение
обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
 знание о закономерностях построения художественной формы и
особенностей ее восприятия и воплощения;
 знание способов передачи пространства, движущейся и меняющейся
натуры, законов линейной перспективы, равновесия, плановости;
 умение передавать настроение, состояние в колористическом решении
пейзажа;
 умение применять сформированные навыки по учебным предметам:
рисунок, живопись, композиция;
 умение сочетать различные виды этюдов, набросков в работе над

композиционными эскизами;
 навыки восприятия натуры в естественной природной среде;
 навыки передачи световоздушной перспективы;
 навыки работы над жанровым эскизом с подробной проработкой деталей.
Срок реализации учебного предмета.
Учебный предмет «Пленэр» при 5-летнем сроке программы «Живопись»
реализуется 4 года со 2-ого по 5-ый класс. Занятия пленэром могут
проводиться рассредоточено в различные периоды учебного года, а также одну неделю в июне месяце. Общий объем максимальной учебной нагрузки
(трудоемкость в часах) учебного предмета «Пленэр» составляет 112 часов.
Объем учебного времени, отводимого на занятия пленэром, составляет по 28
часов в год. Видом промежуточной аттестации служит творческий просмотр.
В.00. ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ
Аннотация на программу по учебному предмету В.00.УП.01.
«Скульптура»
Изучение учебного предмета «Скульптура» развивает способность
чувствовать и передавать пропорции, объём и пространство, развивает
координацию между рукой и глазом, формирует навыки работы со
скульптурными материалами.
Программа учебного предмета вариативной части «Скульптура»
разработана на основе и с учётом федеральных государственных требований
к дополнительным предпрофессиональным программам в области
изобразительного искусства.
Цель учебного предмета:
способствовать развитию у учащихся трехмерного восприятия объемной
формы и умения чувствовать и передавать изобразительными средствами
объем и пространство.
Задачи учебного:
 освоение терминологии предмета «Скульптура»;
 формирование понятий «скульптура», «объемность», «пропорция»,
«характер предметов», «плоскость», «декоративность», «рельеф», «круговой
обзор», композиция»;
 ознакомление с оборудованием и различными пластическими
материалами: стеки, ножи, фактурные поверхности, пластилин);
 приобретение умений грамотно изображать в объёме с натуры и по памяти
предметы окружающего мира;
 формирование умения наблюдать предмет, анализировать его объем,
пропорции, форму;
 формирование умения передавать массу, объем, пропорции, характерные
особенности предметов;
 формирование умения работать с натуры и по памяти;
 приобретение навыков работы с подготовительными материалами:
набросками, зарисовками, эскизами.

Программа ориентирована не только на формирование знаний, умений,
навыков в области художественного творчества, на развитие эстетического
вкуса, но и на создание оригинальных произведений, отражающих
творческую индивидуальность, представления детей об окружающем мире.
Результатом освоения программного материала данного предмета является:
 знание терминологии скульптуры, знания о скульптурных материалах;
 знание видов и жанров скульптуры;
 знание основных свойств формы в скульптуре (габаритный размер, масса,
пропорции, масштаб);
 знание условного характера скульптурного языка в декоративной лепке;
 знание техники безопасности и гигиены труда;
 знания о выдающихся мастерах скульптуры мирового значения.
 применять в своей практической работе различные приёмы лепки, лепить
двумя руками;
 передавать объём объектов в рельефном и круглом изображении;
 перевоплощать реальные природные формы объекта в декоративные;
 вести композиционные поиски в карандаше;
 размещать предметы в пространстве, создавая скульптурную композицию;
 выполнять несложный каркас.
Обучающийся должен владеть:
 навыками работы с различными скульптурными материалами;
 навыками работы с оборудованием (стеки, скульптурный станок);
 навыками передачи движения, пропорций, характера объекта;
 навыками передачи фактуры объекта;
 навыками
подчинения
пластического
решения
скульптурного
изображения образу;
 целостным восприятием скульптуры.
Обучающийся должен демонстрировать способность и готовность
использовать полученные знания и навыки в своей практической
деятельности. Срок реализации учебного предмета «Скульптура» при 5летнем сроке программы «Живопись» реализуется 3 года с 1 по 3 класс.
Продолжительность учебных занятий составляет 33 недели. Программа
рассчитана на 198 часов аудиторных занятий, самостоятельная (домашняя)
работа по одному часу в неделю, т.е. 99 часов.
Аннотация на программу по учебному предмету В.00.УП.02.
«Цветоведение»
Программа учебного предмета «Цветоведение» разработана на основе и
с учетом федеральных государственных требований (далее – ФГТ) к
дополнительным
предпрофессиональным
программам
в
области
изобразительного искусства.
Цветоведение - это наука о природе цвета, его основных свойствах и
характеристиках, а также закономерностях восприятия и различия цвета.
Цвет оказывает огромное влияние на нашу жизнь: настроение, самочувствие,

выбор вещей. Знание законов цвета, понимание правил составления цветовой
гармонии помогут создать обучающимися выразительные работы.
Цель учебного предмета:
художественно-эстетическое
развитие
личности
учащегося
на
приобретенных им в процессе освоения программы учебного предмета
художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков,
а также выявление одаренных детей в области изобразительного искусства и
подготовка их к поступлению в образовательные учреждения, реализующие
основные профессиональные образовательные программы в области
изобразительного искусства.
Задачи учебного предмета:
 приобретение детьми знаний, умений и навыков по цветоведению;
 развитие интереса к изобразительному искусству и художественному
творчеству;
 развитие умений видеть и передавать цветовые отношения;
 изучение выразительных возможностей тона и цвета, основных законом
создания цветового строя;
 развитие способностей к художественно-исполнительской деятельности;
 воспитание эстетической культуры восприятия прекрасного в жизни и в и
формирование художественного вкуса на примере выдающихся
произведений русского и зарубежного изобразительного искусства.
Учебный предмет «Цветоведение» при 5-летнем сроке обучения
реализуется 1 год в первом классе. При реализации программы
«Цветоведение» с 5-летним сроком обучения продолжительность учебных
занятий составляет 33 недели.
Аннотация на программу по учебному предмету В.00.УП.03.
«Композиция прикладная»
Программа учебного предмета «Композиция прикладная» разработана
на основе и с учетом федеральных государственных требований (далее –
ФГТ) к дополнительным предпрофессиональным программам в области
изобразительного искусства.
Предмет «Композиция прикладная» - является предметом вариативной
части программы «Живопись» и преподается параллельно со станковой
композицией.
Композиция прикладная помогает формированию творческого
мировоззрения и развивает художественное, образное мышление, прививает
умение видеть и понимать красоту, помогает выявлению и развитию
индивидуальных наклонностей и способностей обучающихся, воспитанию и
развитию художественного вкуса. Преподавание композиции прикладной
связано со всей практической работой по рисунку и живописи, так как все
предметы в своей совокупности составляют единый образовательный
процесс.
Цель учебного предмета:

выявление одаренных детей в области изобразительного искусства, развитие
мотивации обучающихся к познанию и творчеству через приобщение к
народным традициям прикладного искусства, формирование у учащихся
профессиональных навыков, знаний и умений для воплощения творческого
замысла, для решения творческой задачи.
Задачи учебного предмета:
 дать
знание
понятий
«декоративно-прикладное
искусство»,
«художественные промыслы»;
 дать знание различных видов и техник декоративно-прикладной
деятельности;
 научить работать с различными материалами;
 выработать навыки заполнения объемной формы узором;
 выработать навыки ритмического заполнения поверхности.
Учебный предмет «Композиция прикладная» при 5-летнем сроке
обучения реализуется 4, 5 классах. Продолжительность учебных занятий
составляет 33 недели. Программа рассчитана на 132 часа аудиторных
занятий.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».