ПО.01.УП.01. Специальность. Ударные инструменты

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ №10 им. А.И. ХАЧАТУРЯНА»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ДУХОВЫЕ И УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»

Предметная область ПО.01.
МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

программа по учебному предмету
ПО.01. УП.01.
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
(УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ)

Прокопьевск
2020

ОДОБРЕНО:

УТВЕРЖДАЮ:

Педагогическим советом

Директор МАУ ДО «ДШИ №10
им.А.И. Хачатуряна »

МАУ ДО «ДШИ №10 им. А.И.
Хачатуряна»

_______________ А.Н. Мясоедов

«28» августа 2020 г.

«28» августа 2020 г.

Программа
учебного
предмета
«Специальность
(Ударные
инструменты)» разработана на основе Федеральных государственных
требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной
программе в области музыкального искусства
«Духовые и ударные
инструменты».
Организация-разработчик:
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств №10 им. А.И. Хачатуряна»
Разработчик:
Путятин Александр Павлович, преподаватель по классу
ударных инструментов
Рецензенты:
Бескровный Игорь Эдуардович, зав. отделением «Оркестровые духовые и
ударные инструменты», преподаватель по классу ударных инструментов
ГПОУ «Прокопьевский колледж искусств»
Миронова Юлия Евгеньевна,
им. А.И. Хачатуряна»

методист

МАУ

ДО

«ДШИ

№10

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного предмета «Специальность» по виду «ударные
инструменты», далее – «Специальность (ударные инструменты)» разработана
на основе и с учетом федеральных государственных требований к
дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе
в области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты».
Учебный предмет «Специальность (ударные инструменты)» направлен
на приобретение обучающимися знаний, умений и навыков игры на ударных
инструментах, получение ими художественного образования, а также на
эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.
Выявление

одаренных

детей

в

раннем

возрасте

позволяет

целенаправленно развивать их профессиональные и личные качества,
необходимые для продолжения профессионального обучения. Программа
рассчитана на выработку у обучающихся навыков творческой деятельности,
умения планировать свою домашнюю работу, навыков осуществления
самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умения давать
объективную оценку своему труду, формирование навыков взаимодействия с
преподавателями.
Данная программа отражает разнообразие репертуара, академическую
направленность

учебного

предмета

«Специальность

(ударные

инструменты)», а также возможность индивидуального подхода к каждому
ученику.

Содержание

программы

художественно-эстетического

развития

направлено

на

личности

приобретения

и

обеспечение
ею

художественно-исполнительских знаний, умений и навыков.
Срок

реализации

учебного

предмета

«Специальность

(ударные

инструменты)» для детей, поступивших в образовательное учреждение в
первый класс в возрасте:
– с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет.
– с десяти до двенадцати лет, составляет 5 лет.

Для детей, не закончивших освоение образовательной программы
основного общего образования или среднего (полного) общего образования и
планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие
основные

профессиональные

образовательные

программы

в

области

музыкального искусства, срок освоения может быть увеличен на один год.
Объем

учебного

образовательного

времени,

учреждения

предусмотренный
на

реализацию

учебным
учебного

планом
предмета

«Специальность (ударные инструменты)»:
Таблица 1
Срок обучения

8 лет

9 лет

5 лет

6 лет

Максимальная учебная нагрузка

1316

1530,5

924

1138,5

559

641,5

363

445,5

757

889

561

693

(в часах)
Количество
часов на аудиторные занятия
Количество

часов

на

внеаудиторную
(самостоятельную) работу
Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная,
рекомендуемая продолжительность урока - 45 минут.
Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать
ученика, его музыкальные возможности, способности, эмоциональнопсихологические особенности.
Цель учебного предмета:
 развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе
приобретенных им знаний, умений и навыков, позволяющих воспринимать,
осваивать и исполнять на ударных инструментах произведения различных
жанров и форм в соответствии с программными требованиями, а также
выявление

наиболее

одаренных

детей

в

области

музыкального

исполнительства

и

подготовки

их

к

дальнейшему

поступлению

в

образовательные учреждения, реализующие образовательные программы
среднего профессионального образования по профилю предмета.
Задачи учебного предмета:
 развитие интереса и любви к классической музыке и музыкальному
творчеству;
 развитие

музыкальных

способностей:

слуха,

памяти,

ритма,

эмоциональной сферы, музыкальности и артистизма;
 освоение музыкальной грамоты как необходимого средства для
музыкального исполнительства на ударных инструментах;
 овладение основными исполнительскими навыками игры на ударных
инструментах,

позволяющими

грамотно

исполнять

музыкальные

работы

музыкальным

произведения соло и в ансамбле;
 обучение

навыкам

самостоятельной

с

материалом, чтение с листа нетрудного текста;
 развитие исполнительской техники как необходимого средства для
реализации художественного замысла композитора;
 приобретение детьми опыта творческой деятельности и публичных
выступлений;
 формирование у наиболее одаренных выпускников осознанной
мотивации к продолжению профессионального обучения и подготовки их к
вступительным экзаменам в образовательные учреждения, реализующие
профессиональные образовательные программы.
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на
освоение учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;

- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы «Содержание учебного предмета».
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
 словесный (рассказ, беседа, объяснение);
 наглядный (наблюдение, демонстрация);
 практический (упражнения воспроизводящие и творческие).
Материально-техническая база школы соответствует санитарным и
противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Учебные

аудитории

для

занятий

по

учебному

предмету

«Специальность (ударные инструменты)» имеют площадь более 9 кв.м и
звукоизоляцию, наличие фортепиано, ударных инструментов и пюпитра. В
образовательном

учреждении

создаются

условия

для

содержания,

своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

1.

Сведения о затратах учебного времени.

Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета «Специальность (ударные инструменты)», на
максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные
занятия:
Срок обучения – 8 (9) лет
Таблица 2
Распределение по годам обучения
Класс

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Продолжительность
учебных занятий
(в неделях)
Количество часов на
аудиторные занятия
в неделю
Общее количество
часов на аудиторные
занятия

32

33

33

33

33

33

33

33

33

2

2

2

2

2

2

2,5

2,5

2,5

559

82,5

641,5

Количество часов на 2
внеаудиторные
занятия в неделю
Общее количество
64
часов на
самостоятельные
занятия по годам
Общее количество
часов на
самостоятельные
занятия
Максимальное
4
количество
часов
занятий в неделю
Общее максимальное 128
количество часов по
годам
Общее максимальное
количество часов на
весь период обучения

2

2

3

3

3

4

4

4

66

66

99

99

99

132

132

132

757

132
889

4

4

5

5

132

132

165

165

5

6,5

6,5

165 214,5 214,5 214,5

1316
1530,5

Срок обучения – 5 (6) лет

6,5

214,5

Таблица 3
Распределение по годам обучения
Класс

1

2

3

4

5

6

Продолжительность учебных занятий

33

33

33

33

33

33

2

2

2

2,5

2,5

2,5

(в неделях)
Количество

часов

на

аудиторные

занятия в неделю
Общее количество

363

часов на аудиторные занятия
Количество часов на самостоятельные

82,5

445,5
3

3

3

4

4

4

занятия в неделю
Общее количество

561

часов на самостоятельные занятия
Максимальное количество часов на

132
693

5

5

5

6,5

6,5

6,5

занятия в неделю
Общее

максимальное

количество 165

165

165 214,5 214,5 214,5

часов по годам
Общее

максимальное

количество

924

часов на весь период обучения

214,5

1138,5

Учебный материал распределяется по годам обучения - классам.
Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, данный
для освоения учебного материала.
Виды внеаудиторной работы:
- самостоятельные занятия по подготовке учебной программы;
- подготовка к контрольным урокам, зачетам и экзаменам;
- подготовка к концертным, конкурсным выступления;

- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов,
музеев и др.);
-

участие

обучающихся

в

творческих

мероприятиях

и

культурно-

просветительской деятельности образовательного учреждения и др.
Годовые требования по классам
Срок обучения – 8 (9) лет
Первый класс (2 часа в неделю)
За учебный год учащийся должен сыграть два зачета в первом
полугодии, зачет и экзамен во втором полугодии.
В течение учебного года учащийся должен быть ознакомлен с
устройством инструментов, а также освоить постановку рук и принципы
звукоизвлечения.

Занятия

проводятся

как

на

«подушке»,

так

и

непосредственно на инструменте. Необходимо отрабатывать одиночные
удары как отдельно каждой рукой, так и в чередовании правой и левой.
Выучить мажорные гаммы до 1 знака, а также трезвучия. Малый барабан:
занятия постановкой левой и правой рук особенно важны на начальном этапе
обучения. Отработка одиночных ударов, а также различных ритмических
упражнений (четвертей, восьмых, шестнадцатых).
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды
Ксилофон
Купинский К. Школа игры на ксилофоне. 1 раздел. М.,1958 №№ 5-10
Филиппенко А. «Весёлый музыкант»
Бородин А. «Полька»
Украинская народная песня «Весёлые гуси»
Нотная папка ударника. Редактор-составитель Бутов Г., М., 2005
Хрестоматия для ксилофона и малого барабана. (Составители Егорова Т. и
Штейман В.) М., 1968
Малый барабан
Купинский К. Школа игры на малом барабане. М., 1958 №№ 6-10

Купинский К. Школа игры на ударных инструментах, ч.1, 1948:
Этюды №№ 1,2, упражнения
Примеры программы переводного экзамена
1 вариант
Ксилофон
Филиппенко А. «Весёлый музыкант»
Малый барабан
Купинский К. Этюд № 1
2 вариант
Ксилофон
Бородин А. «Полька»
Малый барабан
Купинский К. Этюд № 2

Второй класс (2 часа в неделю)
За учебный год учащийся должен сыграть два зачета в первом
полугодии, зачет и экзамен во втором полугодии.
Ксилофон
Мажорные и минорные гаммы до 1 знака, трезвучия, арпеджио. Различные
упражнения, развивающие подвижность кистей рук (играть гаммы и
трезвучия дуолями, триолями, квартолями - каждой рукой в отдельности и с
чередованием рук).
2-4 этюда (по нотам), 4-5 пьес.
Малый барабан
Продолжение занятий по постановке рук. Освоение несложных
ритмических упражнений (восьмые, триоли, шестнадцатые, восьмая и две
шестнадцатые, две шестнадцатые и восьмая).
4-5 этюдов (по нотам).
Примерный репертуарный список

Упражнения и этюды
Ксилофон
Купинский К. Школа игры на ксилофоне. 1 раздел. М.,1958 №№ 5-10
Барток Б. «Пьеса» (Нотная папка ударника. Редактор-составитель Бутов Г.
М., 2005)
Глинка М. «Полька» (Нотная папка ударника. Редактор-составитель Бутов Г.
М., 2005)
Люлли Ж. «Гавот» (Сборник «Французская музыка». Составитель Уткин Ю.
М., 1969)
Кодай З. «Детский танец № 3» (Купинский К.. Школа для ксилофона, ч. 1.
М.,1948)
Балакирев М. «Полька» (Нотная папка ударника. Редактор-составитель Бутов
Г., М., 2005)
Гайдн Й. Анданте (Нотная папка ударника. Редактор-составитель Бутов Г.,
М., 2005)
Глинка М. «Андалузский танец». (Хрестоматия для ксилофона, малого
барабана. Составители Егорова Т., Штейман В. М.,1968)
Малый барабан
Купинский К. Школа игры на малом барабане. М., 1958 №№ 6-10
Купинский К. Этюды №№ 1-5, упражнения. (Школа игры на ударных
инструментах. М., 1948)
Бородин А. Полька (Нотная папка ударника. Редактор-составитель Бутов Г.,
М., 2005)
Беркович И. Этюд (Нотная папка ударника. Редактор-составитель Бутов Г.,
М., 2005)
Примеры программы переводного экзамена
1 вариант
Ксилофон
Барток Б. «Пьеса»
Малый барабан

Беркович И. Этюд
2 вариант
Ксилофон
Глинка М. «Андалузский танец»
Малый барабан
Купинский К. Этюд №№ 4,5

Третий класс (2 часа в неделю)
За учебный год учащийся должен сыграть два зачета в первом
полугодии, зачет и экзамен во втором полугодии.
Ксилофон
Мажорные и минорные гаммы до 2-х знаков, трезвучия, арпеджио.
Упражнения в различном движении (играть гаммы, трезвучия, арпеджио,
триолями, квартолями, квинтолями - каждой рукой в отдельности и с
чередованием рук).
3-5 этюдов (по нотам), 4-5 пьес.
Малый барабан
Занятия по развитию технических навыков исполнения на малом
барабане: триоли, шестнадцатые, квинтоли с ускорением. 4-5 этюдов (по
нотам).
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды
Купинский К. Школа игры на ксилофоне. 1 раздел. М.,1958 №№ 5-10
Купинский К. Школа игры на малом барабане. М., 1958 №№ 6-10
Пьесы
Ксилофон
Чайковский П. Камаринская
Глинка М. Галоп
Бетховен Л. Менуэт
Стравинский И. Аллегро

Палиев Д. Вальс
Шуберт Ф. Музыкальный момент
Селиванов В. Шуточка
Гендель Г. Жига
Шуман Р. Смелый наездник
Хрестоматия для ксилофона малого барабана, составители Егорова Т.,
Штейман В.. М. 1968
Купинский К.. Школа игры на ксилофоне. М.,1958
Нотная папка ударника. Редактор-составитель Бутов Г., М., 2005
Малый барабан
Жилинский А. Весёлые ребята
Лоншан-Друшкевичев К. Краковяк
Кабалевский Д. Маленький жонглёр
Нотная папка ударника. Редактор-составитель Бутов Г., М., 2005
Купинский К. Этюды №№ 1-5, упражнения. (Школа игры на ударных
инструментах. М., 1948)
Хрестоматия для малого барабана и фортепиано, аранжировка Ловецкого В.
СПб., 1999
Примеры программы переводного экзамена
1 вариант
Ксилофон
Стравинский И. Аллегро
Малый барабан
Жилинский А. Весёлые ребята.
2 вариант
Ксилофон
Палиев Д. Вальс
Малый барабан
Лоншан-Друшкевичев К. Краковяк
Четвертый класс (2 часа в неделю)

За учебный год учащийся должен сыграть два зачета в первом
полугодии, зачет и экзамен во втором полугодии.
Ксилофон
В течение учебного года учащийся должен освоить:
Мажорные и минорные гаммы до 3-х знаков, трезвучия, арпеджио с
обращениями.
4-6 этюдов (по нотам), 4-6 пьес. Развитие навыков чтения с листа.
Малый барабан
Различные ритмические соотношения триольных ритмов (восьмые
триоли, шестнадцатые, четвертные). Упражнения по развитию двоек, чтение
нот с листа.
5-6 этюдов (по нотам).
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды
Купинский К. Школа игры на ксилофоне, 1 раздел, М., 1958 №№5-10
Купинский К. Школа игры на малом барабане, М., 1958 №№ 6-10
Хрестоматия для ксилофона малого барабана, составители Егорова Т.,
Штейман В., М., 1968
Пьесы
Ксилофон
Прокофьев С. Танец Антильских девушек из балета «Ромео и Джульетта»
Бетховен Л. Турецкий марш
Балакирев М. Полька
Боккерини Л. Менуэт
Глиэр Р. «Танец с зонтиком» из балета «Красный цветок»
Григ Э. Норвежский танец № 2
Шостакович Д. Гавот из цикла «Танцы кукол»
Чайковский П. Трепак из балета «Щелкунчик»
Рахманинов С. Итальянская полька
Госсек Ф. Гавот

(Хрестоматия для ксилофона и малого барабана. Составители Егорова Т.,
Штейман В., М., 1968)
Купинский К. Школа игры на ксилофоне. М., 1958
Учебный репертуар ДМШ. Составитель Мултанова Н., Украина, 1978
Нотная папка ударника. Редактор-составитель Бутов Г., М., 2005
Малый барабан
Вольфарт Х. Маленький барабанщик
Кабалевский Д. Клоуны
Иордан И. «Охота за бабочкой»
Хосровян Е. Кочари Армянский народный танец
Нотная папка ударника. Редактор-составитель Бутов Г., М., 2005
Купинский К. Этюды № 1-12, упражнения. (Школа игры на ударных
инструментах. М., 1948)
Хрестоматия для малого барабана и фортепиано. Аранжировка Ловецкого В.,
СПб., 1999
Примеры программы переводного экзамена
1 вариант
Ксилофон
Бетховен Л.. Турецкий марш
Малый барабан
Кабалевский Д. Клоуны
2 вариант
Ксилофон
Григ Э. Норвежский танец № 2
Малый барабан
Вольфарт Х. Маленький барабанщик

Пятый класс (2 часа в неделю)

За учебный год учащийся должен сыграть два зачета в первом
полугодии, зачет и экзамен во втором полугодии.
Ксилофон
В течение учебного года учащийся должен освоить: мажорные и
минорные гаммы до 4-х знаков, трезвучия, арпеджио с обращениями.
4-6 этюдов (по нотам), 4-6 пьес. Дальнейшее развитие навыков чтения с
листа.
Малый барабан
Различные ритмические соотношения триольных и двуольных ритмов.
Триоли каждой рукой с ускорением для продолжения развития исполнения
«дроби».
Чтение нот с листа. 5-6 этюдов (по нотам).
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды
Купинский К. Школа игры на ксилофоне. 1 раздел, М., 1958 №№ 5-10
Купинский К. Школа игры на малом барабане. М., 1958 №№ 6-10
Хрестоматия для ксилофона малого барабана. Составители Егорова Т.,
Штейман В., М., 1968
Хрестоматия для малого барабана и фортепиано, аранжировка Ловецкого В..
СПб., 1999
Пьесы
Ксилофон
Моцарт А. Рондо из сонаты для фортепиано (Моцарт А. Сонаты для
фортепиано. М., 1969)
Глазунов А. Гавот
Чайковский П. Мазурка из «Детского альбома»
Прокофьев С. Гавот из Классической симфонии (дуэт для 2-х ксилофонов)
Чайковский П. Неаполитанский танец из балета «Лебединое озеро»
Цыбин В. Старинный танец
Бутов Г. Галоп

Вербицкий Л. Скоморохи
Глиэр Р. Вальс
Бетховен Л. Престо из Сонаты для фортепиано
Хрестоматия для ксилофона и малого барабана. Составители Егорова Т.,
Штейман В., М. 1968
Купинский К. Школа игры на ксилофоне. М.,1958
Учебный репертуар ДМШ. Составитель Мултанова Н., Украина, 1978
Нотная папка ударника. Редактор-составитель Бутов Г. М., 2005
Учебный репертуар ДМШ. Составитель Мултанова Н. Украина, 1980
Малый барабан
Кабалевский Д. Маленький жонглёр
Кабалевский Д. Марш
Шуман Р. Марш
Бутов Г. Родео
Бутов Г. Первые шаги
Нотная папка ударника. Редактор-составитель Бутов Г., М. 2005
Купинский К.

Этюды №№ 1-12, упражнения. (Школа игры на ударных

инструментах. М., 1948)
Примеры программы переводного экзамена
1 вариант
Ксилофон
Моцарт В. Рондо из сонаты для фортепиано
Малый барабан
Бутов Г. Первые шаги
2 вариант
Ксилофон
Цыбин В. Старинный танец
Малый барабан
Бутов Г. Родео
Шестой класс (2 часа в неделю)

За учебный год учащийся должен сыграть два зачета в первом
полугодии, зачет и экзамен во втором полугодии.
Ксилофон
В течение учебного года учащийся должен освоить:
мажорные и минорные гаммы до 5 знаков, трезвучия, арпеджио.
4-6 этюдов (по нотам), 4-6 пьес. Дальнейшее развитие навыков чтения с
листа.
Малый барабан
Различные ритмические соотношения триольных и дуольных ритмов.
Триоли каждой рукой с ускорением для продолжения развития исполнения
«дроби». Чтение нот с листа. 5-6 этюдов (по нотам).
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды
Купинский К. Школа игры на ксилофоне. 1 раздел. М., 1958 №№ 5-10
Купинский К. Школа игры на малом барабане. М., 1958 №№ 6-14
Хрестоматия для ксилофона и малого барабана. Составители Егорова Т.,
Штейман В., М., 1968
Пьесы
Ксилофон
Мусоргский М. Гопак из оперы «Сорочинская ярмарка»
Палиев Д. «Волчок»
Шуберт Ф. Музыкальный момент
Даргомыжский А. Танец
Вивальди А.

Концерт Соль-мажор, 1 часть (Вивальди А. Концерт для

скрипки Соль мажор. М., 1968)
Дакен К. Кукушка
Брамс И. Венгерский танец
Вивальди А. Концерт Соль
скрипки Соль-мажор. М., 1968)
Лысенко Н. Скерцо

мажор, 3 часть (Вивальди А. Концерт для

Шамо И. Танец из «Украинской сюиты»
Хрестоматия для ксилофона малого барабана. Составители Егорова Т.,
Штейман В., М. 1968
Купинский К. Школа игры на ксилофоне. М., 1958
Учебный репертуар ДМШ. Составитель Мултанова Н., Украина, 1978
Купинский К. Пьесы для ксилофона и фортепиано. М., 1987
Учебный репертуар ДМШ. Составитель Мултанова Н. Украина, 1980
Нотная папка ударника. Редактор-составитель Бутов Г. М., 2005
Малый барабан
Шуман Р. Марш
Чайковский П. Марш деревянных солдатиков
Кабалевский Д. Рондо-Танец
Кабалевский Д. Весёлое путешествие
Нотная папка ударника. Редактор-составитель Бутов Г. М., 2005
Купинский К. Этюды № 1-14, упражнения. (Школа игры на ударных
инструментах. М., 1948)
Хрестоматия для малого барабана и фортепиано. Аранжировка Ловецкого В.,
СПб., 1999
Примеры программы переводного экзамена
1 вариант
Ксилофон
Вивальди А. Концерт Соль мажор, 1 часть
Малый барабан
Кабалевский Д. Рондо-Танец
2 вариант
Ксилофон
Лысенко Н. Скерцо
Малый барабан
Кабалевский Д. Весёлое путешествие
Седьмой класс (2,5 часа в неделю)

За учебный год учащийся должен сыграть два зачета в первом
полугодии, зачет и экзамен во втором полугодии.
Ксилофон
В течение учебного года учащийся должен освоить:
Мажорные и минорные гаммы до 6 знаков, трезвучия, арпеджио.
Хроматическая гамма.
4-6 этюдов (по нотам), 4-6 пьес.
Малый барабан
Развитие навыков исполнения дроби в различных ритмических фигурах
и в нюансах от пиано до форте.
6-10 этюдов (по нотам).
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды
Платонов Н. 24 этюда для флейты. М., 1958
Осадчук В. 60 ритмических этюдов для малого барабана. М., 1955
Купинский К. Школа игры на ксилофоне. 1 раздел. М., 1958
Купинский К. Школа игры на малом барабане. М., 1958 №№ 18-24
Хрестоматия для ксилофона малого барабана. Составители Егорова Т.,
Штейман В., М., 1968
Хрестоматия для малого барабана и фортепиано. Аранжировка Ловецкого В..
СПб., 1999
Пьесы
Ксилофон
Глинка М. Вальс из оперы «Иван Сусанин»
Тактакишвили О. Музыкальный момент
Сибелиус Я. Рондолетто
Карелл Р. Современные куранты
Филиппенко А. Утро
Зуппе Ф. Увертюра к оперетте «Поэт и Крестьянин»
Петров А. Юмореска

Вивальди А.

Концерт ля минор для скрипки (Вивальди А. Концерт для

скрипки ля минор. М., 1966)
Бизе Ж. Менуэт из музыки к драме А.Доде «Арлезианка»
Чайковский П. Экосез из оперы «Евгений Онегин»
Чайковский П. Вариация из балета «Спящая красавица»
Глазунов А. Пиццикато из балета «Раймонда»
Казелла А. Галоп
Сметана Б. Вальс
Россини Д. Неаполитанская тарантелла
Куперен Ф. Вязальщицы
К.Купинский. Пьесы для ксилофона и фортепиано. М., 1987
Хрестоматия для ксилофона и малого барабана. Составители Егорова Т.,
Штейман В., М., 1968
Купинский К. Школа игры на ксилофоне. М.,1958
Учебный репертуар ДМШ. Составитель Мултанова Н. Украина, 1978
Учебный репертуар ДМШ. Составитель Мултанова Н. Украина, 1980
Хрестоматия для ксилофона и малого барабана. Составители Егорова Т.,
Штейман В., М., 1991
Малый барабан
Прокофьев С. Тарантелла
Кабалевский. Д. Рондо-Марш
Шуман Р. Смелый наездник
Жилинский Ж. Мышки
Чайковский П. Игра в лошадки
Нотная папка ударника. Редактор-составитель Бутов Г., М. 2005
Хрестоматия для малого барабана и фортепиано. Аранжировка Ловецкого В.
СПб.1999
Купинский К. Школа игры на ударных инструментах. М., 1948:
Этюды №№ 18-24, упражнения
Хрестоматия для малого барабана и фортепиано. Аранжировка Ловецкого В.,

СПб., 1999
Примеры программы переводного экзамена
1 вариант
Ксилофон
Глинка М. Вальс из оперы «Иван Сусанин»
Малый барабан
Прокофьев С. Тарантелла
2 вариант
Ксилофон
Россини Д. Неаполитанская тарантелла
Малый барабан
Кабалевский Д. Рондо-Марш
Восьмой класс (2,5 часа в неделю)
Учащиеся могут играть на зачетах любые произведения на усмотрение
преподавателя; количество зачетов и сроки специально не определены. Перед
экзаменом учащийся обыгрывает экзаменационную программу на зачетах,
классных вечерах и концертах.
Ксилофон
В течение года учащийся долен освоить:
Мажорные и минорные гаммы до 7 знаков, трезвучия, арпеджио.
Хроматическая гамма.
4-6 этюдов (по нотам), 4-6 пьес.
Малый барабан
Продолжение развития навыков исполнения дроби в различных
ритмических фигурах и в нюансах от пиано до форте.
6-10 этюдов (по нотам).
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды
Платонов Н. 24 этюда для флейты. М., 1958
Осадчук В. 60 ритмических этюдов для малого барабана. М., 1955

Купинский К. Школа игры на ксилофоне. 1 раздел. М., 1958
Купинский К. Школа игры на малом барабане. М., 1958 №№ 18-24
Хрестоматия для ксилофона и малого барабана. Составители Егорова Т.,
Штейман В., М., 1968
Хрестоматия для малого барабана и фортепиано. Аранжировка Ловецкого В.
СПб., 1999
Маленькие пьесы для ударных инструментов и фортепиано. Составитель
Ловецкий В. СПб., 2002
Пьесы
Ксилофон
Зееле О. Концертная полька
Варламов А. Красный сарафан
Турина Х. Праздничная Кордоба
Крейслер Ф. Радость любви (Крейслер Ф. Пьесы для скрипки и фортепиано.
М., 1987)
Крейслер Ф. Прекрасный розмарин (Крейслер Ф. Пьесы для скрипки и
фортепиано. М., 1987)
Крейслер Ф. Муки любви (Крейслер Ф. Пьесы для скрипки и фортепиано. М.,
1987)
Салин А. Рондо (Пьесы для ксилофона и фортепиано. М., 1967)
Мошков Б. Русский танец (Пьесы Советских композиторов. М., 1970)
Шопен Ф. Вальс Ми-бемоль мажор (Пьесы для ксилофона и фортепиано.
Переложение Купинского К., М., 1987)
Гуно Ш. Вальс из оперы «Фауст»
Делиб Л. Пиццикато из балета «Сильвия»
Крейслер Ф. Китайский тамбурин (Переложение для ксилофона и
фортепиано Купинского К., М., 2004)
Шостакович Д. Испанский танец из музыки к кинофильму «Овод»
Гендель Г. Соната № 3, ч. 1 для скрипки и клавесина (Сонаты для скрипки и
фортепиано. М., 2004)

Бах И.С. Концерт ля минор, ч. 1 (Бах И.С. Концерт для скрипки и
фортепиано. М., 1980)
Купинский К. Школа игры на ксилофоне. М.,1958
Учебный репертуар ДМШ. Составитель Мултанова Н., Украина, 1978
Учебный репертуар ДМШ Составитель Мултанова Н., Украина, 1980
Хрестоматия для ксилофона и малого барабана. Составители Егорова Т.,
Штейман В. М.,1991
Лёгкие концертные пьесы для ксилофона и фортепиано. Составитель
Ловецкий В., СПб., 2005
Малый барабан
Депельснер Ж. Антраша
Невин Е. Эстрадный танец
Прокофьев С. Марш
Мане Х. Маленькая серая кошечка
Мане Х. Пёс и кот
Нотная папка ударника. Редактор-составитель Бутов Г., М. 2005
Купинский К. Школа игры на ударных инструментах. М., 1948
Хрестоматия для малого барабана и фортепиано. Аранжировка Ловецкого В.,
СПб., 1999
Маленькие пьесы для ударных инструментов и фортепиано. Составитель
Ловецкий В., СПб., 2002
Примеры программы переводного экзамена
1 вариант
Ксилофон
Мошков Б. Русский танец (Пьесы Советских композиторов. М., 1970)
Малый барабан
Депельснер Ж. Антраша
2 вариант
Ксилофон
Крейслер Ф. Китайский тамбурин

Малый барабан
Мане Х. Маленькая серая кошечка
Девятый класс(2,5 часа в неделю)
В девятом классе обучаются учащиеся, которые целенаправленно
готовятся к поступлению в профессиональное образовательное учреждение.
Ученики девятого класса играют в году зачет и экзамен (в декабре и мае). В
декабре – крупная форма. На выпускной экзамен (в мае) выносится
программа с прибавлением пьесы.
Ксилофон
В течение года учащийся должен освоить:
Мажорные и минорные гаммы до 7 знаков, трезвучия, арпеджио с
обращениями, доминантсептаккорд с обращениями, уменьшённый вводный
септаккорд с обращениями. Хроматическая гамма. Целотонная гамма.
4-6 этюдов (по нотам), 4-6 пьес.
Малый барабан
Продолжение развития навыков исполнения дроби в различных
ритмических фигурах и в нюансах от пиано до форте. Двойки с отскоком с
различными акцентами. Триоли двойками, квинтоли двойками.
6-10 этюдов (по нотам).
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды
Платонов Н. 24 этюда для флейты. М., 1958
Осадчук В. 60 ритмических этюдов для малого барабана. М., 1955
Купинский К. Школа игры на ксилофоне. 1 раздел. М., 1958
Купинский К. Школа игры на малом барабане. М., 1958 №№ 18-24
Хрестоматия для ксилофона малого барабана. Составители Егорова Т.,
Штейман В. М., 1968
Хрестоматия для малого барабана и фортепиано. Аранжировка Ловецкого В.,
СПб., 1999

Маленькие пьесы для ударных инструментов и фортепиано. Составитель
Ловецкий В. СПб., 2002
Пьесы
Ксилофон
Данкла Ш. Вариации на тему Пачини (Пьесы для скрипки и фортепиано. М.,
1978)
Чайковский П. На тройке (Пьесы для ксилофона и фортепиано. Переложение
Снегирёва В., М., 1973)
Сарасате П. Хабанера (Сарасате П. Пьесы для скрипки и фортепиано. М.,
1966)
Монти В. Чардаш (М., 1986)
Динику Г. Хора стаккато (Пьесы для скрипки и фортепиано. М., 1969)
Баццини А. Рондо (Рондо для скрипки и фортепиано. М., 1998)
Цыбин В. Концертный этюд (Пьесы для ксилофона и фортепиано. М., 1966)
Рзаев Х. Скерцо (Пьесы для ксилофона и фортепиано. М., 1974)
Сарасате П. Цапатеадо (Сарасате П. Пьесы для скрипки и фортепиано. М.,
1966)
Кабалевский Д. Концерт для скрипки с фортепиано, 3 часть (М., 1966)
Сарасате П. Цыганские напевы (изд. Украина, 1967)
Мендельсон Ф. Концерт ми минор, 3 часть (М., 2007)
Шостакович Д. «Соглашатель» из балета «Болт» (Пьесы для ксилофона и
фортепиано. Составитель Снегирёв В., М., 1982)
Шостакович Д. Танец из балета «Золотой век» (Пьесы для ксилофона и
фортепиано. Составитель Снегирёв В., М., 1982)
Купинский К. Школа игры на ксилофоне. М.,1958
Учебный репертуар ДМШ, составитель Мултанова Н. Украина, 1978
Учебный репертуар ДМШ, составитель Мултанова Н. Украина, 1980
Хрестоматия для ксилофона и малого барабана. Составители Егорова Т.,
Штейман В. М.,1991

Лёгкие концертные пьесы для ксилофона и фортепиано. Составитель
Ловецкий В. СПб., 2005
Малый барабан
Шостакович Д. Полька - шарманка
Палиев Д. Этюд
Глазунов А. Град (Вариация № 3 из балета «Времена года»)
Прокофьев С. Меркуцио. Фрагмент из балета «Ромео и Джульетта»
Делеклюз Ж. Подражание № 2
Делеклюз Ж. Подражание № 3
Пьесы для малого барабана и других ударных инструментов. Составитель
Снегирёв В. М., 1980
Купинский К. Этюды №№ 1-30, упражнения. (Школа игры на ударных
инструментах. М., 1948)
Хрестоматия для малого барабана и фортепиано, аранжировка В.Ловецкого,
СПб., 1999
Маленькие пьесы для ударных инструментов и фортепиано. Составитель
Ловецкий В. СПб., 2002
Примеры программы выпускного экзамена
1 вариант
Ксилофон
Данкла Ш. Вариации на тему Пуччини
Малый барабан
Палиев Д. Этюд
2 вариант
Ксилофон
Сарасате П. Цыганские напевы
Малый барабан
Делеклюз Ж. Подражание № 2
Срок обучения – 5 (6) лет
Первый класс (2 часа в неделю)

За учебный год учащийся должен сыграть два зачета в первом
полугодии, зачет и экзамен во втором полугодии.
Ксилофон
В течение учебного года учащийся должен заниматься над постановкой
рук, отрабатывать одиночные удары в медленном темпе и с ускорением.
Выучить гаммы до одного знака, а также трезвучия и арпеджио. Заниматься
(по выбору педагога) различными упражнениями, развивающими исполнение
тремоло.
Малый барабан
В течение учебного года заниматься постановкой рук, отрабатывать
одиночные удары, а также различные ритмические упражнения (восьмые,
триоли, шестнадцатые).
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды
Ксилофон
Купинский К Школа для ксилофона. Раздел 1 М., 1958 №№ 5-10
Люлли Ж. Б. Гавот (Французская музыка/ Сост. Ю. Уткин. М., 1969)
Глинка М. Полька
Кабалевский Д. «Ежик»
Барток Б. Пьеса
Кодай 3. Детский танец № 3
Украинская народная песня «Веселые гуси»
(Купинский К. Школа для ксилофона. Ч. I. М., 1948)
Нотная папка ударника. Редактор-составитель Бутов Г.. М. 2005
Хрестоматия для ксилофона и малого барабана. Сост. Т. Егорова и В.
Штейман. М., 1968
Малый барабан
Купинский К. Школа для малого барабана. М., 1958 № 6-12
Купинский К. Школа игры на ударных инструментах. Ч. I. М., 1948:

Этюды № 1,2, 3, 4; упражнения
Филиппенко А. «Я на скрипочке играю»
Бородин А. Полька
Игрушечный медвежонок. Английская народная песня
Моцарт В. Юмореска
(Нотная папка ударника. Составитель Бутов Г. 2005)
Примеры программы переводного экзамена
1 вариант
Ксилофон
Кабалевский Д. «Ежик»
Малый барабан
Бородин А. Полька
2 вариант
Ксилофон
Кодай З. Детский танец №3
Малый барабан
Моцарт В. Юмореска
Второй класс (2 часа в неделю)
За учебный год учащийся должен сыграть два зачета в первом
полугодии, зачет и экзамен во втором полугодии.
Ксилофон
В течение учебного года учащийся должен освоить:
Гаммы мажорные и минорные до двух-трех знаков, трезвучия,
арпеджио.

Заниматься

различными

упражнениями,

исполнение тремоло.
8-10 этюдов и упражнений (по нотам), 4-5 пьес.
Малый барабан

развивающими

Освоить несложные ритмические упражнения (восьмые, триоли,
шестнадцатые, восьмая и две шестнадцатые, две шестнадцатые и восьмая,
восьмая с точкой и шестнадцатая).
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды
Ксилофон
Купинский К. Школа для ксилофона. Раздел 1. М., 1958 №№ 5-10
Чайковский П. Камаринская
Глинка М. Андалузский танец
Бетховен Л. Менуэт
Балакирев М. Полька
Глинка М. «Простодушие»
Стравинский И. Аллегро
Косенко Е. Скерцино
Кабалевский Д. Старинный танец
Хрестоматия для ксилофона и малого барабана. Составитель Т. Егорова и В.
Штейман. М., 1968
Обер Ж. Ария
Сборник педагогического репертуара. М., 1968
Купинский К. Школа для ксилофона. Ч. 1. М., 1948
Нотная папка ударника. Составитель Бутов Г. 2005
Малый барабан
Купинский К. Школа для малого барабана. М., 1958 № 6-12
Купинский К. Школа для малого барабана. М., 1948:
Этюды № 1-10, упражнения
Жилинский А. Весёлые ребята
Лоншан-Друшкевичев К. Краковяк
Вольфарт Х. Маленький барабанщик
Иордан И. Охота за бабочкой
Нотная папка ударника. Составитель Бутов Г., 2005

Примеры программы переводного экзамена
1 вариант
Ксилофон
Бетховен Л. Менуэт
Малый барабан
Вольфарт Х. Маленький барабанщик
2 вариант
Ксилофон
Глинка М. Андалузский танец
Малый барабан
Иордан И. Охота за бабочкой
Третий класс (2 часа в неделю)
За учебный год учащийся должен сыграть два зачета в первом
полугодии, зачет и экзамен во втором полугодии.
Ксилофон
В течение учебного года учащийся должен освоить:
Гаммы мажорные и минорные до 3-х знаков включительно, трезвучия,
арпеджио, 6-8 этюдов и упражнений(по нотам), 5—6 пьес.
Заниматься чтением нот с листа.
Малый барабан
Различные ритмические соотношения триольных ритмов (восьмые
триоли, шестнадцатые, четвертные), начальные навыки игры «дроби».
Чтение нот с листа. 6-8 этюдов (по нотам).
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды
Платонов Н. 24 этюда для флейты. М., 1958 №№ 1-8
Осадчук В. 60 ритмических этюдов для малого барабана. М., 1959 №№ 1-5
Купинский К Школа для ксилофона. Раздел 1. М., 1958 №№ 5-10
Купинский К. Школа для малого барабана. М.. 1958 №№ 6-12
Пьесы

Ксилофон
Бетховен Л. «Турецкий марш»
Кабалевский Д. Медленный вальс
Чайковский П. Вальс из «Детского альбома»
Шуберт Ф. Музыкальный момент
Палиев Д. Тарантелла
Балакирев М. Полька
Палиев Д. Вальс
Штейман В. Сборник пьес для ксилофона. М., 1965
Боккерини Л. Менуэт
Селиванов В. «Шуточка»
Глиэр Р. «Танец с зонтиком» из балета «Красный цветок»
Гендель Г. Жига
Шуман Р. «Смелый наездник»
Хрестоматия для ксилофона и малого барабана. Составители Егорова Т. и
Штейман В.. М., 1968.
Нотная папка ударника. Составитель Бутов Г., 2005
Учебный репертуар ДМШ. Сост. Мултанова Н. Музыкальная Украина, 1978
Малый барабан
Кабалевский Д. Маленький жонглёр
Кабалевский Д. Клоуны
Шуман Р. Марш
Жилинский Ж. Мышки
Хрестоматия для ксилофона и малого барабана. Составители Егорова Т. и
Штейман В.. М., 1968.
Нотная папка ударника. Составитель Бутов Г., 2005
Примеры программы переводного экзамена
1 вариант
Ксилофон
Боккерини Л. Менуэт

Селиванов В. Шуточка
Малый барабан
Кабалевский Д. Клоуны
2 вариант
Ксилофон
Палиев Д. Тарантелла
Чайковский П. Вальс из «Детского альбома»
Малый барабан
Жилинский Ж. Мышки
Четвертый класс (2,5 часа в неделю)
За учебный год учащийся должен сыграть два зачета в первом
полугодии, зачет и экзамен во втором полугодии.
Ксилофон
В течение учебного года учащийся должен освоить:
Гаммы мажорные и минорные, трезвучия и арпеджио до 4-х знаков
включительно.
6-8 этюдов и упражнений (по нотам), 5-7 пьес.
Дальнейшее развитие навыков чтения нот с листа.
Малый барабан
Различные ритмические соотношения триольных и дуольных ритмов,
триоли каждой рукой по три удара с ускорением для продолжения развития
исполнения «дроби».
Чтение нот с листа, 5-7 этюдов (по нотам).
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды
Платонов Н. 24 этюда для флейты. М., 1958 №№ 9-12
Осадчук В. 60 ритмических этюдов для малого барабана. М., 1959 №№ 6-10
Купинский К. Школа для ксилофона. Раздел I. М., 1958 №№ 11-15
Купинский К. Школа для малого барабана. М., 1958 №№ 13-17
Пьесы

Ксилофон
Прокофьев С. «Танец антильских девушек» из балета «Ромео и Джульетта»
Щедрин Р. «Девичий хоровод» из балета «Конек-Горбунок»
Моцарт В. Рондо из Сонаты для фортепиано
Чайковский П. Мазурка из «Детского альбома»
Глазунов А. Гавот
Прокофьев С. Гавот из Классической симфонии
Чайковский П. «Неаполитанский танец» из балета «Лебединое озеро»
Цыбин В. Старинный танец
Госсек Ф. Гавот
Рахманинов С. Итальянская полька
Польдини Э. «Танцующая кукла»
Григ Э. Норвежский танец № 2
Чайковский П. Трепак из балета «Щелкунчик»
Вербицкий Л. «Скоморохи»
Учебный репертуар ДМШ. Составители

Мултанова Н.

Музыкальная

Украина, 1978
Штейман В. Сборник пьес для ксилофона. М., 1969
Нотная папка ударника. Составитель Бутов Г., 2005
Учебный репертуар ДМШ. Составители

Мултанова Н.

Музыкальная

Украина, 1980
Хрестоматия для ксилофона и малого барабана. Составители Егорова Т. и
Штейман В. М., 1968
Малый барабан
Кабалевский Д. Марш
Чайковский П. Марш деревянных солдатиков
Шуман Р. Смелый наездник
Мане Х. Маленькая серая кошечка
Нотная папка ударника. Составитель Бутов Г., 2005
Примеры программы переводного экзамена

1 вариант
Ксилофон
Цыбин В. Старинный танец
Малый барабан
Чайковский П. Марш деревянных солдатиков
2 вариант
Ксилофон
Рахманинов С. Итальянская полька
Малый барабан
Мане Х. Маленькая серая кошечка
Пятый класс (2,5 часа в неделю)
Учащиеся могут играть на зачетах любые произведения на усмотрение
преподавателя; количество зачетов и сроки специально не определены. Перед
экзаменом учащийся обыгрывает экзаменационную программу на зачетах,
классных вечерах и концертах.
Ксилофон
В течение учебного года учащийся должен освоить:
гаммы мажорные и минорные, трезвучия и арпеджио с обращениями до
5 знаков включительно, доминантсептаккорды и уменьшенные септаккорды
с обращениями.
6-8 этюдов и упражнений (по нотам), 5-7 пьес.
Дальнейшее развитие навыков чтения нот с листа.
Малый барабан
Ритмические соотношения триолей, квартолей, квинтолей, секстолей.
Различные варианты форшлагов. Развитие «дроби» в нюансах от «пиано» до
«форте».
Чтение нот с листа, 10-15 этюдов (по нотам).
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды
Платонов Н. 24 этюда для флейты. М., 1958 №№ 13-24
Осадчук В. 60 ритмических этюдов для малого барабана. М., 1959 № № 11-20

Купинский К. Школа для ксилофона. Раздел I. М., 1958 №№ 16-25
Купинский К. Школа для малого барабана. М., 1958 №№ 18-35
Пьесы
Ксилофон
Гайдн И. Венгерское рондо (Рондо из сонаты для фортепиано. М. 1969)
Шостакович Д. «Вальс-шутка»
Турина X. «Праздничная Кордоба» из цикла «Рассказы об Испании»
Гендель Г. Аллегро (Сонаты для скрипки и фортепиано. М., 2004)
Глиэр Р. «Танец на площади» из балета «Медный всадник»
Изолфсон П. Бурлеска
Рамо Ж. Тамбурин
Шопен Ф. Вальсы №№ 1, 14 (Шопен Ф. Сборник вальсов для фортепиано.
М., 1983)
Бизе Ж. Увертюра к опере «Кармен»
Филиппенко А. «Скакалочка»
Глинка М. «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила»
Бетховен Л. Престо из Сонаты для фортепиано
Турини Ф. Престо
Глинка М. Вальс из оперы «Иван Сусанин»
Рубинштейн А. Мелодия
Татакишвили О. Музыкальный момент
Дакен Л. «Кукушка» (Пьесы. Переложение для ксилофона и фортепиано
Купинского К. М. 1987)
Лысенко Н. Скерцо
(Учебный репертуар ДМШ. Составители

Мултанова Н.

Музыкальная

Украина, 1978)
Штейман В. Сборник пьес для ксилофона. М., 1969
Нотная папка ударника. Составитель Бутов Г., 2005
Учебный репертуар ДМШ. Составители
Украина, 1980

Мултанова Н.

Музыкальная

Хрестоматия для ксилофона и малого барабана. Составители Егорова Т. и
Штейман В.. М., 1968
Малый барабан
Чайковский П. Игра в лошадки
Мане Х. Пёс и кот
Прокофьев С. Марш
Невин Е. Эстрадный танец
(Нотная папка ударника. Составитель Бутов Г., 2005)
Примеры программы переводного экзамена
1 вариант
Ксилофон
Гайдн И. Венгерское рондо
Малый барабан
Чайковский П. Игра в лошадки
2 вариант
Ксилофон
Глинка М. Вальс из оперы «Иван Сусанин»
Малый барабан
Мане Х. Пёс и кот
Шестой класс (2,5 часа в неделю)
В шестом классе обучаются учащиеся, которые целенаправленно
готовятся к поступлению в профессиональное образовательное учреждение.
Ученики шестого класса играют в году два экзамена: в декабре и мае. В
декабре – крупная форма. На выпускной экзамен (в мае) выносится
программа с дополнительной пьесой.
Ксилофон
Мажорные и минорные гаммы (гармонические, мелодические) до 7-ми
знаков включительно, арпеджио трезвучий в прямом движении и в
обращении, доминантсептаккорды, вводные септаккорды в две октавы,
хроматическую гамму.

Навыки исполнения тремоло (легато, в нюансах).
Навыки чтения нот с листа (несложные этюды).
4-6 этюдов или упражнений

(по нотам); 4-6 пьес (включая

произведения, исполняемые в ансамбле).
Малый барабан
развитие дроби в нюансах;
размеры: 7/4, 9/4, 11/4;
8-12 этюдов (по нотам).
Дальнейшее изучение оркестровых партий и чтение нот с листа.
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды
Платонов Н. 24 этюда для флейты. М., 1958 №№ 13-24
Осадчук В. 60 ритмических этюдов для малого барабана. М., 1959 №№ 20-40
Купинский К. Школа для ксилофона. Раздел I. М., 1958 №№ 16-25
Купинский К. Школа для малого барабана. М., 1958 №№ 35-70
Пьесы
Данкла Ш. Вариации на тему Пачини (Пьесы для скрипки и фортепиано. М.,
1978)
Чайковский П. На тройке (Пьесы для ксилофона и фортепиано. Переложение
Снегирёва В. М., 1973)
Шопен Ф. Вальс № 10 си-минор
Сарасате П. Хабанера (Сарасате П. Пьесы для скрипки и фортепиано. М.,
1966)
Монти В. Чардаш (изд. М. 1986)
Динику Г. Хора стаккато (Пьесы для скрипки и фортепиано. М., 1969)
Баццини А. Рондо (Рондо для скрипки и фортепиано. М., 1998)
Цыбин В. Концертный этюд (Пьесы для ксилофона и фортепиано. М., 1966)
Рзаев Х. Скерцо (Пьесы для ксилофона и фортепиано. М., 1974)
Сарасате П. Цапатеадо (Сарасате П. Пьесы для скрипки и фортепиано. М.,
1966)

Кабалевский Д. Концерт для скрипки с фортепиано, 3 часть (М., 1966)
Сарасате П. Цыганские напевы (изд. Украина, 1967)
Мендельсон Ф. Концерт ми-минор, 3 часть (М., 2007)
Шопен Ф. Вальс Ми-бемоль мажор (Пьесы для ксилофона и фортепиано.
Переложение Купинского К. М., 1987)
Шостакович Д. Соглашатель из балета «Болт» (Пьесы для ксилофона и
фортепиано. Сост. Снегирёв В. М., 1982)
Шостакович Д. Танец из балета «Золотой век» (Пьесы для ксилофона и
фортепиано. Сост. Снегирёв В. М., 1982)
Купинский К. Школа игры на ксилофоне. М.,1958
Учебный репертуар ДМШ. Составитель Мултанова Н., Украина, 1978
Учебный репертуар ДМШ. Составитель Мултанова Н., Украина, 1980
Хрестоматия для ксилофона и малого барабана, Составители Егорова Т. и
Штейман В., 1991
Лёгкие концертные пьесы для ксилофона и фортепиано. Сост. Ловецкий В.,
СПб., 2005 г.
Малый барабан
Шостакович Д. Полька-шарманка
Палиев Д. Этюд
Глазунов А. «Град», Вариация № 3 из балета «Времена года»
Прокофев С. Меркуцио. Эпизод из 3-й части сюиты «Шехеразада»
Делеклюз Ж. Подражание № 2
Делеклюз Ж. Подражание № 3
Пьесы для малого барабана и других ударных инструментов. Сост.
Снегирёв В. М., 1980
Купинский К.. Школа игры на ударных инструментах. М., 1948:
Этюды № 1-30, упражнения
Хрестоматия для малого барабана и фортепиано. Аранжировка Ловецкого В.,
СПб., 1999
Примеры программы выпускного экзамена

1 вариант
Ксилофон
Рзаев Х. Скерцо
Малый барабан
Купинский К. Этюд № 39
Палиев Д. Этюд
2 вариант
Ксилофон
Сарасате П. Цыганские напевы
Малый барабан
Купинский К. Этюд № 40
Делеклюз Ж. Подражание № 2

III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Реализация программы обеспечивает:
- наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству,
самостоятельному музыкальному исполнительству;
– сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и
навыков, позволяющий использовать многообразные возможности ударных
инструментов для достижения наиболее убедительной интерпретации
авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных
произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;

– знание репертуара для ударных инструментов, включающего
произведения разных стилей и жанров (полифонические произведения,
сонаты, концерты, пьесы, этюды, инструментальные миниатюры) в
соответствии с программными требованиями;
– знание художественно-исполнительских возможностей ударных
инструментов;
– знание профессиональной терминологии;
– наличие умений по чтению с листа музыкальных произведений;
– навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять
процессом исполнения музыкального произведения;
– навыки по использованию музыкально-исполнительских средств
выразительности,

выполнению

анализа

исполняемых

произведений,

владению различными видами техники исполнительства, использованию
художественно оправданных технических приемов;
– наличие творческой инициативы, сформированных представлений о
методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над
исполнительскими трудностями;
– наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве
солиста.

IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
1.

Аттестация: цели, виды, форма, содержание.

Основными видами контроля успеваемости являются:
 текущий контроль успеваемости учащихся,
 промежуточная аттестация,
 итоговая аттестация.
Каждый из видов контроля имеет свои цели, задачи и формы.
Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины,
выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних

занятий, имеет воспитательные цели, может носить стимулирующий
характер. Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем,
оценки выставляются в журнал и дневник учащегося. В них учитываются:
- отношение ребенка к занятиям, его старания и прилежность;
- качество выполнения предложенных заданий;
- инициативность и проявление самостоятельности как на уроке, так и
во время домашней работы;
- темпы продвижения.
На основании результатов текущего контроля выводятся четверные
оценки.
Особой формой текущего контроля является контрольный урок,
который проводится преподавателем, ведущим предмет без присутствия
комиссии.
Промежуточная

аттестация

определяет

успешность

развития

учащегося и степень освоения им учебных задач на данном этапе. Наиболее
распространенными

формами

промежуточной

аттестации

являются

контрольные уроки, проводимые с приглашением комиссии, зачеты,
академические концерты, технические зачеты, экзамены.
Каждая форма проверки (кроме переводного экзамена) может быть как
дифференцированной (с оценкой), так и недифференцированной.
Обязательным является методическое обсуждение, которое должно
носить рекомендательный, аналитический характер, отмечать степень
освоения учебного материала, активность, перспективы и темп развития
ученика.
Участие в конкурсах может приравниваться к выступлению на
академических

концертах

и

зачетах.

Переводной

экзамен

является

обязательным для всех.
Переводной экзамен проводится в конце каждого учебного года,
определяет качество освоения учебного материала, уровень соответствия с
учебными задачами года.

Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации
проводятся в конце учебных полугодий в счет аудиторного времени,
предусмотренного на предмет «Специальность (ударные инструменты)».
Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий, т.е. по
окончании проведения учебных занятий в учебном году, в рамках
промежуточной (экзаменационной аттестации).
На

экзаменационную

аттестацию

составляется

утверждаемое

руководителем образовательного учреждения расписание экзаменов, которое
доводится до сведения обучающихся и педагогических работников не
позднее, чем за две недели до начала проведения промежуточной
(экзаменационной)

аттестации.

К

экзамену

допускаются

учащиеся,

полностью выполнившие все учебные задания по предмету, реализуемые в
соответствующем учебном году.
По завершении экзамена допускается его пересдача, если обучающийся
получил неудовлетворительную оценку. Условия пересдачи и повторной
сдачи экзамена определены в локальном нормативном акте образовательного
учреждения «Положение о текущем контроле знаний и промежуточной
аттестации обучающихся.
Итоговая аттестация (выпускной экзамен) определяет уровень и
качество владения полным комплексом музыкальных, технических и
художественных задач в рамках представленной концертной программы.
На экзамене выставляется оценка и фиксируется в соответствующей
документации.
Учащимся, не прошедшим итоговую аттестацию по уважительной
причине (в результате болезни или в других исключительных случаях,
документально подтвержденных), предоставляется возможность пройти
итоговую аттестацию в иной срок без отчисления из образовательного
учреждения, но не позднее шести месяцев с даты выдачи документа,
подтверждающего наличие указанной уважительной причины (согласно
Положению о

порядке и

формах проведения итоговой

аттестации

обучающихся,

освоивших

дополнительные

предпрофессиональные

общеобразовательные программы в области искусств).
2. Критерии оценки
Таблица 4
технически качественное и художественно
осмысленное исполнение, отвечающее всем
требованиям на данном этапе обучения
оценка отражает грамотное исполнение, с
4 («хорошо»)
небольшими недочетами (как в техническом
плане, так и в художественном)
3 («удовлетворительно») исполнение с большим количеством недочетов, а
именно: недоученный текст, слабая техническая
подготовка, малохудожественная игра, отсутствие
свободы игрового аппарата и т.д.
комплекс недостатков, являющийся следствием
2
отсутствия домашних занятий, а также плохой
(«неудовлетворительно»)
посещаемости аудиторных занятий
отражает достаточный уровень подготовки и
«зачет» (без отметки)
исполнения на данном этапе обучения.

5 («отлично»)

Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является
основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного
заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может
быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно
отметить выступление учащегося.
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества
приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень
готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению
профессионального образования в области музыкального искусства.
При

выведении

итоговой

(переводной)

оценки

учитывается

следующее:
 оценка годовой работы ученика;
 оценка на академическом концерте или экзамене;
 другие выступления ученика в течение учебного года.
Оценки выставляются по окончании каждой четверти и полугодий
учебного года.

V.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
В работе с учащимся преподаватель должен следовать принципам

последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении
материала.
Весь процесс обучения должен быть построен от простого к сложному
и учитывать индивидуальные особенности ученика: физические данные,
уровень развития музыкальных способностей.
Необходимым условием для успешного обучения на ударных
инструментах является формирование у ученика уже на начальном этапе
правильной постановки рук и корпуса.
Развитию техники в узком смысле слова (беглости, четкости, ровности
и т. д.) способствует систематическая работа над упражнениями, гаммами и
этюдами.

При

освоении

гамм,

упражнений,

этюдов

и

другого

вспомогательного

материала

рекомендуется

применение

различных

вариантов – штриховых, динамических, ритмических и т. д.
Работа над качеством звука, ритмическим рисунком, динамикой –
важнейшими

средствами

музыкальной

выразительности

–

должна

последовательно проводиться на протяжении всех лет обучения и быть
предметом постоянного внимания педагога.
При работе над техникой необходимо давать четкие индивидуальные
задания и регулярно проверять их выполнение.
В

учебной

работе

также

следует

использовать

переложения

произведений, написанных для других инструментов. Рекомендуются
переложения, в которых сохранен замысел автора и широко использованы
характерные особенности ударных инструментов.
В

работе

над

музыкальными

произведениями

необходимо

прослеживать связь между художественной и технической сторонами
изучаемого произведения.
Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
1.

Самостоятельные

занятия

должны

быть

регулярными

и

систематическими.
2. Периодичность занятий – каждый день.
3. Количество занятий в неделю – от двух до четырех часов.
Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных
затрат на подготовку домашнего задания (параллельно с освоением детьми
программы основного общего образования), а также с учетом сложившихся
педагогических

традиций

в

учебном

заведении

и

методической

целесообразности.
4. Ученик должен быть физически здоров. Занятия при повышенной
температуре опасны для здоровья и нецелесообразны, так как результат
занятий всегда будет отрицательным.
5. Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько
приемов

и

должна

строиться

в

соответствии

с

рекомендациями

преподавателя по специальности. Ученик должен уйти с урока с ясным
представлением, над чем ему работать дома. Задачи должны быть кратко и
ясно сформулированы в дневнике.
Содержанием домашних заданий могут быть:
работа над развитием техники (гаммы, упражнения, этюды);
работа над художественным материалом (пьесы или произведение
крупной формы);
чтение с листа.
6. Периодически следует проводить контрольные уроки, имитирующие
домашнюю работу ученика.
7. Для успешной реализации программы «Специальноть (ударные
инструменты)» ученик должен быть обеспечен доступом к библиотечным
фондам, а также аудио и видеотекам, сформированным по учебным
программам.

VI.

СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ НОТНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ
ЛЕИТЕРАТУРЫ
Список рекомендуемой нотной литературы

1. Баньян Л. Школа игры на джазовом барабане. [Нотный текст] –
Будапешт, 1962
2. Бах И. С. Концерт ля минор для скрипки и фортепиано Ч. I[Нотный
текст] – М., 1980
3. Венявский Г. Каприс ля минор[Нотный текст] – М., 1985
4. Вивальди А. Концерт Соль мажор для скрипки и фортепиано. Ч. I, II, III.
[Нотный текст] – М., 1959
5. Гендель Г. Соната №2 для фортепиано [Нотный текст] – М., 1956
6. Дварионас Б. Концерт для скрипки и фортепиано. Ч. III [Нотный текст] –
М., 1968
7. Келлер Э. Этюды для флейты. Тетрадь III. [Нотный текст] – М.,1955

8. Кизант Г. Техника игры на ударных инструментах. [Нотный текст] –
Киев, 1986
9. Кузьмин Ю. Школа игры на ударных инструментах. Ч. I, II, [Нотный
текст] – М., 1965
10. Купинский К. Школа для малого барабана. Ред. Штеймана В.. [Нотный
текст] – М., 1951
11. Купинский К. Школа игры на ксилофоне [Нотный текст] – М., 1952
12. Купинский К. Школа игры на ударных инструментах. Ч. I, II. [Нотный
текст] – М., 1948
13. Купинский К. Школа игры на ударных инструментах. Ч. I [Нотный
текст] – М,1957
14. Купинский К Школа игры на ударных инструментах. Ред. Штеймана В.
[Нотный текст] – М., 1987
15. Лобковский А. Концертная пьеса. [Нотный текст] – М., 1954
16. Минх Н. Парафраз на темы песен Дунаевского И. для ксилофона и
фортепиано. [Нотный текст] – М., 1966
17. Осадчук В. 80 ритмических этюдов для малого барабана. [Нотный текст]
– М., 1956
18. Осадчук В. 60 ритмических этюдов для малого барабана. [Нотный текст]
– М., 1957
19. Пьесы для двух ксилофонов в сопровождении фортепиано. Переложение
В.Снегирева. [Нотный текст] – М, 1967
20. Пьесы для ксилофона и фортепиано. Сост. Снегирев В. [Нотный текст]
– М., 1969
21. Пьесы для ксилофона и фортепиано. Сост. Снегирев В. [Нотный текст] –
М., 1982
22. Пьесы: Переложение для ксилофона и фортепиано Купинского К.
[Нотный текст] – М., 1987
23. Пьесы

советских

композиторов

для

ксилофона

Составитель Штейман В. [Нотный текст] – М., 1968

и

фортепиано.

24. Ритмические упражнения для малого барабана. Сост. Егорова Т.,
Штейман В. [Нотный текст] – М., 1970
25. Русские, украинские и белорусские народные песни и пляски в
обработке для балалайки и фортепиано Илюхина А., Красева М..
[Нотный текст] – М., 1948
26. Сборник дуэтов для ксилофона. Сост. Штейман В. [Нотный текст] – М.,
1972
27. Сборник пьес для ксилофона и фортепиано. Тетрадь 2. Сост. Штейман
В., Жак А. [Нотный текст] – М., 1953
28. Сборник пьес для ксилофона и фортепиано. Тетр. 1. Сост. Штейман В.,
Жак А. [Нотный текст] – М., 1954
29. Сборник пьес для ксилофона: Перелож. Купинского К. [Нотный текст] –
М., 1955
30. Сборник пьес для ксилофона. Сост. Кузьмин Ю. [Нотный текст] – М.,
1950
31. Сборник пьес для ксилофона. Сост. Баранкин В. [Нотный текст] –М.,
1971
32. Сборник пьес русских и советских композиторов для ксилофона и
фортепиано. Сост. Купинский К. [Нотный текст] – М., 1949
33. Сборник пьес советских композиторов для ксилофона и фортепиано.
Сост. Штейман В. [Нотный текст] – М., 1963
34. Сковера В. 70 этюдов для барабана. [Нотный текст] – Польша, 1964
35. Снегирев В. Этюды для малого барабана. [Нотный текст] – М., 1970
36. Стойко И. Школа игры на ударных инструментах. [Нотный текст] –
Польша, 1970
37. Учебный репертуар для ксилофона. 1 класс ДМШ. Сост. Мултанова Н.
[Нотный текст] – Киев, 1975
38. Учебный репертуар для ксилофона. 2 класс ДМШ. Сост. Мултанова Н..
[Нотный текст] – Киев, 1976

39. Учебный репертуар для ксилофона. 3 класс ДМШ. Сост. Мултанова Н..
[Нотный текст] – Киев, 1977
40. Учебный репертуар для ксилофона. 4 класс ДМШ. Сост. Мултанова Н..
[Нотный текст] – Киев, 1978
41. Учебный репертуар для ксилофона. 5 класс ДМШ. Сост. Мултанова Н..
[Нотный текст] – Киев, 1980
42. Хрестоматия для ксилофона и малого барабана. Сост. Егорова Т., В.
Штейман. [Нотный текст] – М., 1985
43. Хрестоматия для ксилофона.

Сост. Блок В. , Снегирев В.. [Нотный

текст] – М., 1979
44. Хрестоматия педагогического репертуара для ударных инструментов.
Сост. Егорова Т., Штейман В. [Нотный текст] – М., 1973
45. Чайкин Н., Фельдман О. Сборник пьес для ксилофона. [Нотный текст] –
М., 1965
46. Чепей Т. Малая энциклопедия танцевальных ритмов. [Нотный текст] –
Будапешт, 1973
Список рекомендуемой методической литературы
1. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Т. 1; 2. 2-е изд. [Текст] – Л.,
1971
2. Арчажникова

Л.

Проблема

взаимосвязи

музыкально-слуховых

представлений и музыкально-двигательных навыков. Автореферат канд.
искусствоведения. [Текст] – М., 1971
3. Барановский

П.,

Юцевич

Е.

Звуковысотный

анализ

свободного

мелодического строя. [Текст] – Киев, 1956
4. Володин А. Роль гармонического спектра в восприятии высоты и тембра
звука /Музыкальное искусство и наука. Вып. 1. [Текст] – М., 1970. С. 1138
5. Гарбузов Н. Зонная природа тембрового слуха. [Текст] – М., 1956
6. Григорьев В. Некоторые проблемы специфики игрового движения
музыканта-исполнителя /Вопросы музыкальной педагогики. Выпуск 7.

[Текст] – М., 1986. С. 65-81
7. Грищенко Л. Психология восприятия внимания, памяти. [Текст] –
Екатеринбург, 1994
8. Евтихиев П., Карцева Г. Психолого-педагогические основы работы
учащегося над музыкально-исполнительским образом / Музыкальное
воспитание: опыт, проблемы, персективы. Сб. тр. [Текст] – Тамбов, 1994.
С.43-54
9. Комплексный подход к проблемам музыкального образования. [Текст] –
Сб. тр., М., 1986
10. Логинова

Л.

О

слуховой

деятельности

музыканта-исполнителя.

Теоретические проблемы. [Текст] – М., 1998
11. Маркова Е. Интонационность музыкального искусства. [Текст] – Киев,
1990
12. Рагс Ю. Интонирование мелодии в связи с некоторыми ее элементами.
/Труды

кафедры

теории

музыки.

Московская

государственная

консерватория имени П.И. Чайковского. [Текст] – М., 1960. Вып. 1.
С. 338-355
13. Снегирев В. Методика обучения игре на ударных инструментах. М., 2003
Современное исполнительство на духовых и ударных инструментах. Сб. тр.
Вып. 103. [Текст] – М., 1990


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».