ВО.05. УП.05. Дополнительный инструмент

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ №10 им. А.И. ХАЧАТУРЯНА»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»

Вариативная область
МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

программа по учебному предмету
ВО.05 УП.05
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ

Прокопьевск
2020

ОДОБРЕНО:

УТВЕРЖДАЮ:

Педагогическим советом

Директор МАУ ДО «ДШИ №10
им.А.И. Хачатуряна »

МАУ ДО «ДШИ №10 им. А.И.
Хачатуряна»

_______________ А.Н. Мясоедов

«28» августа 2020 г.

«28» августа 2020 г.

Программа учебного предмета «Дополнительный инструмент» разработана на
основе Федеральных государственных требований к дополнительной
предпрофессиональной
общеобразовательной
программе
в
области
музыкального искусства «Народные инструменты».
Организация-разработчик:
Муниципальное автономное
учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств №10 им. А.И. Хачатуряна»
Разработчик:
Филютович Александр Витальевич, преподаватель по классу баяна, аккордеона
Гольцева Ирина Владимировна, преподаватель по классу домры

Рецензент:
Неверова Лилия Анатольевна, преподаватель по классу гитары отделения
«Инструменты народного оркестра» ГОУ СПО «Прокопьевский колледж
искусств»

Миронова Юлия Евгеньевна, методист МАУ ДО «Детская школа искусств №10
им. А.И. Хачатуряна»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

I.

Характеристика учебного предмета, его место и роль в
образовательном процессе
Программа

учебного

предмета

«Дополнительный

инструмент»

разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к
дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в
области музыкального искусства «Народные инструменты».
Учебный

предмет

«Дополнительный

инструмент»

направлен

на

приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на народных
инструментах, получение ими художественного образования, а также на
эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.
Учебный
представления

предмет

«Дополнительный

учащихся

об

инструмент»

исполнительском

искусстве,

расширяет
формирует

специальные исполнительские умения и навыки. Обучение игре на домре,
балалайке включает в себя музыкальную грамотность, чтение с листа, навыки
ансамблевой игры и необходимые навыки самостоятельной работы. Обучаясь в
школе, дети приобретают опыт творческой деятельности, знакомятся с
высшими достижениями мировой музыкальной культуры.
Предмет «Дополнительный инструмент» наряду с другими предметами
учебного плана является одним из звеньев музыкального воспитания и
предпрофессиональной подготовки учащихся-инструменталистов.
Срок реализации учебного предмета
Срок

освоения

программы

учебного

предмета

«Дополнительный

инструмент» осуществляется со 2 по 5 классы (со сроком обучения 5 лет) и со 2
по 8 классы (со сроком обучения 8 лет).
Объем

учебного

образовательного

времени,

учреждения

предусмотренный
на

реализацию

учебным
учебного

планом
предмета

«Дополнительный инструмент» На освоение предмета «Дополнительный
инструмент» по учебному плану предлагается со 1 час аудиторных занятий в

неделю при 5-летнем сроке обучения, 0,5 часа в неделю при 8-летнем сроке
обучения.
Класс

2-5

2-8

330

231

Максимальная учебная
нагрузка (в часах)
Количество часов на

115,5

аудиторные занятия

165

Количество часов на

115,5

внеаудиторные

165

занятия
Сведения о затратах учебного времени предусмотренного на освоение
учебного предмета «Дополнительный инструмент», на максимальную нагрузку
обучающихся и аудиторные занятия.
Учебный материал распределяется по годам обучения - классам. Каждый
класс имеет свои дидактические задачи, и объем времени, данное время
направлено на освоения учебного материала.
Форма

проведения

учебных

аудиторных

занятий

Форма проведения учебных аудиторных занятий по учебному предмету
«Дополнительный инструмент» - индивидуальный урок.
Цель и задачи учебного предмета
Цель программы: формирование и развитие музыкально-творческих
способностей учащегося на основе приобретенных им базовых знаний, умений
и навыков в области народного исполнительства.

Задачи программы:

- Развитие общей музыкальной грамотности ученика и расширение его
музыкального кругозора, а также воспитание в нем любви к классической
музыке и музыкальному творчеству;
- Владение основными видами балалаечной или домровой техники для
создания

художественного

образа,

соответствующего

замыслу

автора

музыкального произведения;
- Формирование комплекса исполнительских навыков и умений игры на
балалайке или домре с учетом возможностей и способностей учащегося;
- Овладение основными приемами игры;
-

Развитие

музыкальных

способностей:

ритма,

слуха,

памяти,

музыкальности, эмоциональности;
- Овладение основами музыкальной грамоты, необходимыми для владения
инструментом балалайка или домра в рамках программных требований;
- Обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом,
чтению с листа нетрудного текста, игре в ансамбле;
- Владение средствами музыкальной выразительности: звукоизвлечением,
штрихами, фразировкой, динамикой;
- Приобретение навыков публичных выступлений, а также интереса к
музицированию.
Учебный предмет «Дополнительный инструмент» неразрывно связан со
всеми

предметами

общеобразовательной

дополнительной

программы

в

области

предпрофессиональной
искусства

«Народные

инструменты». Учебный предмет «Дополнительный инструмент» расширяет
границы творческого общения с учащимися младших классов. Занятия по
учебному предмету «Дополнительный инструмент» – накопление опыта
коллективного музицирования, ступень для подготовки игры в оркестре.
Обоснование структуры программы учебного предмета
«Дополнительный инструмент»

Обоснованием структуры программы является ФГТ, отражающие все
аспекты преподавателя с учеником.
Программа содержит необходимые для организации занятий параметры:
 сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
 распределение учебного материала по годам обучения;
 описание дидактических единиц учебного предмета;
 требования к уровню подготовки обучающихся;
 формы и методы контроля, система оценок;
 методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствие с данными направлениями строится основной раздел
программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Выбор методов обучения по учебному предмету «Дополнительный
инструмент» зависит от:
 возраста учащихся;
 их индивидуальных способностей;
 от состава ансамбля;
 от количества участников ансамбля.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета могут
быть использованы следующие методы:
 словесный (объяснение, рассказ, беседа, диалог, обсуждение);
 наглядно - слуховой метод (показ с демонстрацией приемов игры,
наблюдение);
 эмоциональный (подбор ассоциаций, образных сравнений);


практические

упражнениями,
произведений).

методы

чтением

обучения
с

листа,

(работа

на

инструменте

исполнение

над

музыкальных

Предложенные методы работы по учебному предмету «Дополнительный
инструмент» в рамках предпрофессиональной образовательной программы
являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и
задач учебного предмета и основаны на проверенных

методиках и

сложившихся традициях ансамблевого исполнительства на русских народных
инструментах.
Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета
Материально-технические условия реализации программы «Народные
инструменты»

обеспечивают

возможность

достижения

обучающимися

результатов, установленных настоящими ФГТ. Материально-техническая база
образовательного

учреждения

соответствует

санитарным

и

противопожарным нормам, нормам охраны труда.
В образовательном учреждении с полной комплекцией учеников по всем
народным

инструментам

присутствует

достаточное

количество

высококачественных русских народных инструментов, а также созданы условия
для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных
инструментов. Выполнение обучающимися домашнего задания контролируется
преподавателем

и

соответствии

программными

с

обеспечивается

партитурами,

требованиями

по

видеоматериалами
учебному

в

предмету.

Учебные аудитории для занятий по учебному предмету «Дополнительный
инструмент»

имеют

площадь

12

кв.м

и

оснащены

инструментами, фортепиано и пюпитрами, а также доступ к нотному и
методическому материалу (наличие нотной библиотеки). Для успешной
реализации учебного предмета «Дополнительный инструмент» необходим
дидактический

материал:

нотная

литература,

партитура,

инструменты,

подставки, пульты, жёсткие стулья, аудиозаписи.

II.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Годовые требования
Домра, балалайка
Согласно учебному плану изучение учебного предмета «Дополнительный
инструмент» для учащихся предпрофессиональной общеобразовательной
программы в области музыкального искусства «Народные инструменты»
рекомендовано начинать со второго класса.
2 класс
В течении года ученик должен пройти:
 история создания и развития инструмента;
 правила посадки и постановки за инструментом;
 ознакомиться с грифом инструмента до 7 лада;
 Выучить 8-10 разнохарактерных пьес в тональностях до 3 знаков
(диезных);
 Чтение с листа простейших пьес;
 За первый год обучения освоить приемы игры: pizz., арпеджио – на
балалайке, Pizz., удар вверх и вниз – на домре.
3 класс
Предполагается участие ученика в подготовительном (ученическом)
оркестре народных инструментов. В течение года ученик должен:
 Освоить репертуар подготовительного оркестра;
 Ознакомиться с грифом до 12 лада;
 Освоить приемы тремоло на домре, бряцание и игра медиатором на
балалайке;
 Выучить 5-6 произведений в тональностях до 2 знаков (бемольные
тональности);
 Работа над приобретением навыков чтения фактуры интервального
изложения.
4 класс

С этого года предполагается переводить учеников в старшую группу
оркестра народных инструментов. Перевод следует осуществлять с учетом
продвинутости ученика.
Годовые требования:
 Освоение программы старшей группы оркестра;
 Выучить 5-6 разнохарактерных произведений;
 Работа над сменой позиций;
 Игра музыкального материала до 4 знаков.
5 класс
Предполагается активная работа ученика в старшей группе оркестра
народных инструментов. Работа в классе направлена на изучение оркестровых
партий и техническое совершенствование игры на инструменте.
Годовые требования:
 Изучение программы старшей группы оркестра;
 Выучить 5-6 разнохарактерных произведений;
 Освоение навыков приемов игры: переменный штрих на домре, тремоло
на балалайке;
 Работа над более сложной (трехголосной) фактурой изложения
музыкального материала.
6 класс
Работа направлена на совершенствование технических навыков владения
инструментом

и

чтения

с

листа

несложных

оркестровых

партий.

Годовые требования:
 Работа над оркестровым репертуаром;
 Чтение с листа 15-20 произведений несложной фактуры изложения;
 Выучить 5-6 разнохарактерных произведений;
 Самостоятельно выучить 3-4 произведения.
7 класс

Работа направлена на совершенствование технических навыков владения
инструментом

и

чтения

с

листа

несложных

оркестровых

партий.

Годовые требования:
 Работа над оркестровым репертуаром;
 Чтение с листа 15-20 произведений несложной фактуры изложения;
 Выучить 5-7 разнохарактерных произведений;
 Самостоятельно выучить 3-4 произведения.
8 класс
Работа направлена на совершенствование технических навыков владения
инструментом

и

чтения

с

листа

несложных

оркестровых

партий.

Годовые требования:
 Работа над оркестровым репертуаром;
 Чтение с листа 15-20 произведений несложной фактуры изложения;
 Выучить 7-8 разнохарактерных произведений;
 Самостоятельно выучить 3-4 произведения.

Баян, аккордеон
Особая ответственность педагога на начальном этапе обучения аключается
в том, что в этот период у детей происходит активный процесс замены
хрящевой ткани костью. Поэтому, чтобы избежать серьезных последствий
(искривление

позвоночника,

сутулость),

необходимо

уделить

самое

пристальное внимание посадке.
Серьезное внимание на формирование правильной посадки оказывает
подбор инструментов и тщательная посадка решений. Учащийся садится
на половину сиденья, стула, устойчиво опираясь обоями ступнями ног о пол.
Корпус должен находиться в прямом положении, колени на уровне сиденья.
Для создания устойчивого положения инструмента очень важно хорошо
отрегулировать плечевые ремни. Правый плечевой ремень должен быть

значительно длиннее левого. Это позволяет сместить инструмент влево так,
чтобы сомкнутый мех опирался на бедро левой ноги, а правая клавиатура была
бы

в

поле

зрения

играющего

и

занимала

положение, обеспечивающее правильную постановку правой руки без
излишнего изгиба запястья. Если у ребенка покатые плечи, то ремни надо
скреплять сзади соединительным ремешком.
Для большей устойчивости инструмент надо ставить на колени отвесно.
Бедро левой ноги должно быть параллельно полу. Правая нога занимает более
свободное положение, может быть выдвинута вперед. Аккордеонист не должен
постоянно смотреть на клавиатуру, так как это заставляет держать инструмент в
неправильном положении, в результате чего затрудняется применение пятого
пальца.
Постановка правой и левой руки
Правая клавиатура аккордеона предназначена для пятипальцевой игры.
Кистьдолжна находиться над клавиатурой и не опускаться за гриф, так как 1 и 5
пальцы теряют точку опоры. Внешняя часть кисти должна быть округлой,
пальцы полусогнуты, прижатие локтя к туловищу ведет к скручиванию кисти, а
чрезмерное поднятие локтя нарушает опору пальцев на клавиатуру.
Левая клавиатура предназначена для четырехпальцевой игры. Кисть левой
руки должна находиться между ремнем и корпусом аккордеона так, чтобы все 4
пальца находились над кнопками в полусогнутом положении, при разжиме
меха кисть упирается в ремень, при сжиме – в левую часть корпуса. Пальцы
обеих рук не должны делать лишние движения, так как это приводит к
усталости мышц и их перенапряжению.
Выработка правильной аппликатуры
Яркое исполнение невозможно, если игра неудобна. Удобство игры
обеспечивает уверенность, точное, прочное запоминание, легкость. Это зависит
от правильного чередования пальцев при игре, от аппликатуры. Воспитанию
аппликатурной дисциплины способствует систематическая игра гамм, и
аккордов, арпеджио и различных упражнений. В процессе игры гамм и

арпеджио вырабатывается принцип чередования пальцев и подкладывание
первого пальца и под 3, и 4. Как правило, нужно избегать применения 1 и 5
пальцев на черных клавишах, так как кисть при этом теряет устойчивость на
клавиатуре.
При исполнении повторяющейся несколько раз одной и той же ноты в
подвижном темпе необходима подмена пальцев-репетиции.. В медленном
темпе повторяющуюся ноту можно исполнять одним пальцем. В левой руке
используется та же нумерация пальцев, что и в правой. Выработка правильной
аппликатуры в левой руке должна начинаться с применением третьего пальца в
основном ряду, а второго на аккордах от каждой кнопки основного ряда. После
того как основная постановка рук будет закреплена, аппликатура усложняется
применением четвертого и пятого пальцев.
Техника владения мехом
Ведение меха осуществляется левой рукой. Мех движется веерообразно.
Это облегчает равномерную подачу воздуха, необходимую для хорошего звука,
и обеспечивает устойчивое положение инструмента во время игры. Аккордеон
не должен сдвигаться вправо при разложении меха и влево при сжиме. Момент
перемены направления движения меха должен быть почти не заметным для
слуха.
Недопустимо передергивание меха перед сменой его направления.
Правильная

смена

меха

–

одно

из

важнейших

условий

грамотного

использования музыкальных произведений. Ученик должен знать не только,
как менять мех, но и где его лучше сменить, чтобы не нарушать течение
мелодии.

Нельзя

менять

мех

на

одном звуке, так как длительность звука при этом дробится. Нельзя менять мех
в середине музыкальной фразы, так как это приводит к искажению характера
произведения. Не рекомендуется сводить и разводить мех до предела. В ряде
случаев во избежание нехватки меха на сжим целесообразно начинать
исполнение пьесы при частично разведенном мехе. Мех по праву считается

душой аккордеона. Умело, пользуясь им, применяя контрастное сопоставление
нюансов можно наиболее ярко раскрыть художественный образ произведения.
2 класс
Овладение основами музыкальной грамоты, основными постановочными
элементами рук на клавиатуре, навыками звукоизвлечения, посадкой за
инструментом. Освоение навыков игры non legato, staccato, legato различных
ритмических групп. Игра в ансамбле.
Примерный репертуарный список
Гамма До-мажор двумя руками.
1. О. Шплатова «Колокольчик».
2. Р. н. п. «Как под горкой, под горой».
3. В. Карасева «Зима».
4. Р. н. п. «Во поле береза стояла».
5. Р. н. п. «Жил у нашей бабушки черный баран».
6. Л. Бекман «В лесу родилась елочка».
7. Р. Бажилин «Старинный танец».
8. Матросский танец «Яблочко».
9. А. Филиппенко «На мосточке».
10. Б. Савельев «Неприятность эту мы переживем».
11. Итальянская народная песня «Санта-Лючия», переложение Н.
Тарасовой.
12. Р. Паулс «Золотая свадьба».
13. Ф. Шуберт «Форель».
14. Б. н. п. «Янка»
15. Ф Садовский «Мой костер», обр. Р. Бажилина.
16. К. Черни «Этюд», до-мажор.
17. А. Салин «Этюд», ля-минор.
3 класс
За учебный год преподаватель должен проработать с учеником 8-10
произведений.

Результаты 2 года обучения – освоение новых аппликатурных формул,
двигательных навыков, гаммы До, Соль, Фа-мажор двумя руками, арпеджио,
аккорды.
Примерный репертуарный список.
1. С. Ляховицкая «Этюд» Соль-мажор.
2. К. Гурлит «Этюд» До-мажор.
3. Р. н. п. «То не ветер ветку клонит» обр. В. Кучиной.
4. Р. н. п. «Ой, полна, полна коробушка» обр. Ю. Соловьева.
5. «Кабардинка» обр. Р. Бажилина.
6. А. Хачатурян «Вальс дружбы».
7. Э. Ханок «Вы шумите, березы» переложение Г. Левкодимова.
8. В. Соловьев – Седой «Подмосковные вечера».
9. И. Кулау «Менуэт» переложение М. Трацевской.
10. Ф. Шуберт «Лендлер».
11. А. Гречанинов «Мазурка» переложение Н. Петуховой.
12. М. Глинка «Ходит ветер у ворот».
13. Ф. Лей «История любви».
14. С. Джоплин «Артист».
15. Э. Джон «Игра в мяч».
16. Р. н. п. «Вечор матушка», обр. С. Доренского.
4 класс
За учебный год преподаватель должен проработать с учеником 8-10
произведений.
Результаты 3 года обучения – освоение новых аппликатурных формул,
двигательных навыков, гаммы Ре, Си-бемоль мажор, ля, ми, ре минор двумя
руками, арпеджио, аккорды.
Примерный репертуарный список
1. Перселл Г. Ария ля минор
2. Р.н.п. «Как под яблонькой» обр.Иванова .А.

3. Черни К. Этюд Соль мажор
4. Моцарт В. Менуэт Соль мажор
5. У.н.п. «Чернобровый- черноокий» обр. Бухвостова В.
6. Иванов А. Этюд ля минор
7. Кригер И. Менуэт ля минор
8. Гершвин Д. «Хлопай в такт»
9.

Доренский А. Этюд До мажор

10.

Тюрк Д. Мелодия

11.

Р.н.п «Позарастали стёжки-дорожки»

12.

Доренский А. Этюд До мажор
5 класс
За учебный год преподаватель должен проработать с учеником 8-10

произведений.
Результаты 4 года обучения – освоение новых аппликатурных формул,
двигательных навыков, гаммы Ля, Ми-бемоль мажор, си, соль, фа-диез, до
минор двумя руками, арпеджио, аккорды.
Примерный репертуарный список
1. Бах И.С. «Менуэт» ре минор
2. Р.н.п. «Полосынька» обр. Корецкого
3. Манчини Г. «Розовая пантера»
4. Циполи Д. Фугетта ре минор
5. «Полкис» финский танец обр. С.Двилянского
6. Палмер-Хагис. Полька-Эмилия
7. Гедике А. Сарабанда e-moll
8. Р.н.п. «Как ходил, гулял Ванюша» обр. Лушникова В.
9. Мирек А. «Австрийская полька»
10.

Прибылов А. Сюита «Кикимора», «Капризная девчонка», «Стрекоза»

11.

Прибылов А. Сюита «Кикимора», «Капризная девчонка», «Стрекоза»

12.

Р.н.п. «Ах,вы сени» обр. Тышкевича Г.
6 класс
За учебный год преподаватель должен проработать с учеником 8-10

произведений.
Результаты 5 года обучения – освоение новых аппликатурных формул,
двигательных навыков, гаммы Ми, Ля-бемоль мажор, до-диез, фа минор двумя
руками, арпеджио, аккорды.
Примерный репертуарный список
1. Лунгвист Т. «Канон» До мажор
2. «Саратовские переборы» обр. Кузнецова В.
3. Серебренников А. «Дождь из конфетти»
4. Гендель Г. Чакона Соль мажор
5. Коробейников И. Сюита
6. Р.н.п. «Выйду на улицу» обр. Бурьяна О.
7. Бах И.С.Ария До мажор
8. Карело-финская полька в обр. Тихонова. Б.
9. Вариации на тему р.н.п. «Посею лебеду» обр. Иванова В.
10. Доренский А. Сонатина До мажор в классическом стиле
11. Завальный В. Интермеццо
12.Хауг Э. Прелюдия из «Скандинавской сюиты» Соль мажор
7 класс
За учебный год преподаватель должен проработать с учеником 8-10
произведений.
Результаты 6 года обучения – освоение новых аппликатурных формул,
двигательных навыков, гаммы с 5 знаками при ключе двумя руками, арпеджио,
аккорды.

Примерный репертуарный список
1. Бах И.С. Прелюдия до минор
2. Кулау Ф. Сонатина До мажор
3. У.н.п. «Садом, садом, кумасенька». Обр. Иванова А.
4. Джоплин С. «Артист эстрады»
5. Бах И.С. Органная прелюдия До мажор
6. Вебер К. Сонатина До мажор
7. Р.н.п. «Не брани меня, родная» обр. Галкина В.
8. Прибылов А. Венгерский танец
9. Бах И.С. Органная прелюдия ре минор
10.Клементи М. Сонатина I ч. Ре мажор
11.Р.н.п. «Когда б имел златые горы» обр. Прибылова А.
12.Табандис М. «Вальс-мюзетт»
13.Бах И.С. Ария Соль мажор
14.Диабелли А. Рондо Фа мажор
15.Р.н.п. «Вдоль да по речке» обр. Белова В.
16.Дербенко Е. Матрешки
8 класс
За учебный год преподаватель должен проработать с учеником 8-10
произведений.
Результаты 7 года обучения – освоение новых аппликатурных формул,
двигательных навыков, гаммы с 6 знаками при ключе двумя руками, арпеджио,
аккорды.
Примерный репертуарный список
1. Бах И.С.«Инвенция» ре минор
2. Прибылов А. Сонатина №1
3. Коросталев В «Уральская поулочная»
4. Блох О. Итальянский вальс
5. Бах И.С. «Ария»
6. Коробейников А. «Смешной клоун»

7. Русская народная песня в обработке Белова В. «Вдоль да по речке»
8. Фоменко Е. «Серебряный звон леса»
9. Кетсшер Г. «Прелюдия и фугетта»
10.Гамаюнов О. «Экзерсис»
11.Р.н.п. «Садом,садом , кумасенька» обр.Иванова А.
12.Бажилин Р. «Вальсирующий аккордеон»

III.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Уровень

подготовки

обучающихся

является

результатом

освоения

программы учебного предмета «Дополнительный инструмент» и включает
следующие знания, умения, навыки:
-

знание

инструментальных

и

художественных

особенностей

и

возможностей народных инструментов;
- знание в соответствии с программными требованиями музыкальных
произведений,

написанных

для

данных

инструментов

отечественными

композиторами;
- владение основными видами техники, использование художественно
оправданных

технических

приемов,

позволяющих

создавать

художественный образ, соответствующий авторскому замыслу;
знание

-

музыкальной

терминологии;

- умение самостоятельного разбора и разучивания на этих инструментах
несложного музыкального произведения;
- умение и использовать теоретические знания при игре на инструменте;
-

навыки

публичных

выступлений

на

концертах,

академических

концертах, открытых уроках и т.п.;
- навыки чтения с листа легкого музыкального текста;
- первичные навыки в области теоретического анализа исполняемых
произведений.

IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание:
Основными видами контроля успеваемости являются:
 текущий контроль успеваемости учащихся;
 промежуточная аттестация.
Цель промежуточной аттестации – определение уровня подготовки
учащегося на определенном этапе обучения по конкретно пройденному
материалу.
Виды

Содержание
- Поддержание учебной
дисциплины;
- выявление отношения
учащегося к изучаемому
предмету;
- повышение уровня
освоения текущего учебного
материала.
Текущий
Текущий контроль
контроль
осуществляется
преподавателем по
специальности регулярно (с
периодичностью не более
чем через два, три урока) в
рамках расписания занятий
и предлагает использование
различной системы оценок.
Определение успешности
развития учащегося и
Промежуточная
усвоения им программы на
аттестация
определенном этапе
обучения.

Формы

Контрольный урок без
присутствия комиссии.
Выставление
четвертных,
полугодовых и годовых
оценок

Контрольные уроки, с
приглашением комиссии
и выставлением оценок.

Каждый вид контроля имеет свои цели, задачи, формы.
Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины,
выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних
занятий, имеет воспитательные цели, может носить стимулирующий характер.

Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, оценки
выставляются в журнал и дневник учащегося. При оценивании учитывается:
- отношение ребенка к занятиям, его старания и прилежность;
- качество выполнения предложенных заданий;
- инициативность и проявление самостоятельности как на уроке, так и
во время домашней работы;
- темпы продвижения.
На основании результатов текущего контроля выводятся четверные
оценки. Особой формой текущего контроля является контрольный урок,
который проводится преподавателем, ведущим предмет.
Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося
и степень освоения им учебных задач на определенном этапе. Наиболее
распространенными

формами

промежуточной

аттестации

являются

контрольные уроки, проводимые с приглашением комиссии.
При оценивании обязательным является методическое обсуждение,
которое должно носить рекомендательный, аналитический характер, отмечать
степень освоения учебного материала, активность, перспективы и темп
развития ученика. Промежуточная аттестация отражает результаты работы
ученика за данный период времени, определяет степень успешности развития
учащегося на данном этапе обучения. Концертные публичные выступления
также могут быть засчитаны как промежуточная аттестация.
По итогам проверки успеваемости выставляется оценка с занесением ее в
журнал, ведомость, дневник учащегося.
На контрольных уроках в течение года должны быть представлены
разнохарактерные виды произведений.
Контрольные уроки в рамках промежуточной аттестации проводятся в
конце учебных полугодий в счет аудиторного времени, предусмотренного на
предмет «Дополнительный инструмент».

По

завершении

изучения

учебного

предмета

«Дополнительный

инструмент» аттестация обучающихся проводится в форме итогового
контрольного урока с приглашением комиссии и выставлением оценки.
2. Критерии оценки
По итогам исполнения программы на зачете выставляется оценка по
пятибалльной системе:
5 (отлично) – регулярное посещение занятий по оркестру, отсутствие
пропусков без уважительных причин, знание своей партии во всех
произведениях, разучиваемых в оркестровом классе, активная эмоциональная
работа на занятиях, участие на всех концертах коллектива;
4 (хорошо) – регулярное посещение занятий по оркестру, отсутствие
пропусков без уважительных причин, активная работа в классе, сдача партии
всей программы при недостаточной проработке трудных технических
фрагментов, участие в концертах оркестра;
3 (удовлетворительно) – нерегулярное посещение занятий по оркестру,
пропуски без уважительных причин, пассивная работа в классе, незнание
некоторых партитур в программе при сдаче партий, участие в обязательном
отчетном концерте школы в случае пересдачи партий;
2 (неудовлетворительно) – пропуски занятий без уважительных причин,
неудовлетворительная сдача партий в большинстве партитур всей программы,
недопуск к выступлению на отчетный концерт;
«зачет» (без отметки) – отражает достаточный уровень подготовки и
исполнения
Данная

система

на
оценки

данном
качества

исполнения

этапе
является

обучения.
основной.

В

зависимости от сложившихся традиций и с учетом целесообразности оценка
качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст
возможность более конкретно отметить выступление учащегося.

Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества
приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень
готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению
профессионального образования в области музыкального искусства

IV.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации педагогическим работникам

В целях расширения музыкального кругозора и развития навыков чтения
нот с листа желательно знакомство учеников с большим числом произведений,
не доводя их до уровня концертного выступления. На начальном этапе
обучения важнейшим требованием является ясное понимание учеником своей
роли и значения своих партий в исполняемом произведении в ансамбле.
Преподаватель должен обращать внимание на настройку инструментов,
правильное

звукоизвлечение,

согласованность,

ритмическую

сбалансированную
слаженность

и

динамику,
четкую,

штриховую

ясную

схему

формообразующих элементов.
При выборе репертуара для различных по составу ансамблей педагог
должен стремиться к тематическому разнообразию, обращать внимание на
сложность

материала,

ценность

художественной

идеи,

качество

инструментовок и переложений для конкретного состава, а также на сходство
диапазонов инструментов, на фактурные возможности данного состава.
Грамотно

составленная

программа,

профессионально,

творчески

выполненная инструментовка – залог успешных выступлений. В звучании
ансамбля немаловажным моментом является размещение исполнителей
(посадка ансамбля). Оно должно исходить от акустических особенностей
инструментов. В течение года учащимся младшей возрастной группы
рекомендуется освоить 4-6 разнохарактерных музыкальных произведений.
Результат работы демонстрируется в конце года на контрольном уроке (2
пьесы).

В связи с дефицитом нотной литературы для детей руководителю
рекомендуется

самостоятельно

делать

инструментовки

с

учетом

индивидуальных музыкальных возможностей учащихся. Репертуарный список
не является исчерпывающим.
Руководитель ансамбля может по своему усмотрению пополнять его
новыми, вновь издаваемыми сочинениями, соответствующими музыкально –
исполнительским возможностям учащихся, обрабатывать и делать переложения
произведений для того состава, который имеется в школе.
Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
Учащийся должен тщательно выучить свою индивидуальную партию,
обращая внимание не только на нотный текст, но и на все авторские указания,
после чего следует переходить к репетициям с партнером по ансамблю. После
каждого урока с преподавателем ансамбль необходимо вновь репетировать,
чтобы исправить указанные преподавателем недостатки в игре. Желательно
самостоятельно ознакомиться с партией другого участника ансамбля. Важно,
чтобы партнеры по ансамблю обсуждали друг с другом свои творческие
намерения, согласовывая их друг с другом. Следует отмечать в нотах ключевые
моменты, важные для достижения наибольшей синхронности звучания, а также
звукового баланса между исполнителями.

V.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ НОТНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
1. Домра, балалайка

1. Александров А. Школа игры на трехструнной домре. М.,1988
2. Андрюшенков А. Начальное обучение игре на балалайке Л.,1983
3. Бурдыкина. Л. Юный домрист. М.,2007
4. Васильев Ю., Широков А. Рассказы о русских народных инструментах.
М.,1979
5. Глейхман В. Хрестоматия балалаечника. М.,1976
6. Илюхин А. Музыка для русских народных инструментов. Том IV.Часть 1.
М., 1962
7. Илюхин А. Самоучитель игры. М., 1980
8. Максимов Е. Оркестры и ансамбли русских народных инструментов. М.,
1983
9. Нечепоренко П., Мельников В. Школа игры на балалайке. М., 1988.
10. Рябов В.А. Формирование основ двигательной техники левой руки у
учащихся в классе домры. М.,1988
11. Ставицкий З. Начальное обучение игры на домре. Л.,1984
12. Чунин В. Современный русский оркестр. М., 1981
13. Шалов А. Основы игры на балалайке. Л., 1971
14. Школа

игры

на

трехструнной

домре.

М.,

1988

2.Баян, аккордеон
1. Бойцова Г. Юный аккордеонист, часть I. М., «Музыка», 1994
2. Бойцова Г. Юный аккордеонист часть II. М., «Музыка», 1994
3. Бажилин Р. Школа игры на аккордеоне. М., Издательство В. Катанского,
2007
4. Лушников В. Школа игры на аккордеоне. М., 1985
5. Лондонов П. Школа игры на аккордеоне. М., 1990

6. Шплатова О. Первая ступенька юным аккордеонистам и баянистам.
Ростов-на-Дону, Феникс, 2008
7. Хрестоматия аккордеониста 1-2 классы ДМШ. М., «Музыка», 1994
8. Хрестоматия для баяна и аккордеона, I часть. «Музыка народов мира» IIII годы обучения. СПб., Композитор, 2007
9. Хрестоматия для баяна и аккордеона, III часть. Русская классическая
музыка. СПб., Композитор, 2007
10..Хрестоматия для баяна и аккордеона, 4 часть. Зарубежная классическая
музыка. СПб., Композитор, 2007


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».