МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ №10 им. А.И. ХАЧАТУРЯНА» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» Предметная область ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО программа по учебному предмету ПО.01. УП.01. СПЕЦИАЛЬНОСТЬ (ШЕСТИСТРУННАЯ ГИТАРА) Прокопьевск 3 2020 ОДОБРЕНО: УТВЕРЖДАЮ: Педагогическим советом Директор МАУ ДО «ДШИ №10 им.А.И. Хачатуряна » МАУ ДО «ДШИ №10 им. А.И. Хачатуряна» _______________ А.Н. Мясоедов «28» августа 2020 г. «28» августа 2020 г. Программа учебного предмета «Специальность (шестиструнная гитара)» разработана на основе Федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты». Организация-разработчик: Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств №10 им. А.И. Хачатуряна» Разработчик: Горячева Наталья Ивановна, преподаватель по классу гитары Вахьянова Софья Сергеевна, преподаватель по классу гитары Рецензент: Неверова Лилия Анатольевна, преподаватель по классу гитары отделения «Инструменты народного оркестра» ГОУ СПО «Прокопьевский колледж искусств» Миронова Юлия Евгеньевна, методист МАУ ДО «Детская школа искусств №10 им. А.И. Хачатуряна» 4 I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа учебного предмета «Специальность» по виду инструмента «шестиструнная гитара», далее – «Специальность (шестиструнная гитара)», разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты». Учебный предмет «Специальность (шестиструнная гитара)» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на шестиструнной гитаре, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика. Обучение детей в области музыкального искусства ставит перед педагогом ряд задач как учебных, так и воспитательных. Решения основных вопросов в этой сфере образования направлены на раскрытие и развитие индивидуальных способностей учащихся, а для наиболее одаренных из них – на их дальнейшую профессиональную деятельность. Учебный план по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области искусства «Народные инструменты (шестиструнная гитара)» направлен на приобретение обучающимися музыкально-исполнительских знаний, умений, навыков. Срок реализации данной программы для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте: с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 (9) лет; с десяти до двенадцати лет, составляет 5 (6) лет. Для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, срок освоения может быть увеличен на один год. 5 Объем учебного образовательного времени, учреждения предусмотренный на реализацию учебным учебного планом предмета «Специальность (шестиструнная гитара)»: Таблица 1 Срок обучения 8 лет Максимальная учебная 9-й год обучения 5 лет 6-й год обучения 1316 214,5 924 214,5 559 82,5 363 82,5 757 132 561 132 нагрузка (в часах) Количество часов на аудиторные занятия Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная, рекомендуемая продолжительность урока – 45 минут и предполагает занятия: 2 часа в неделю для учащихся 1 - 6 классов (8-ми летний срок обучения), для учащихся 1-3 классов (5-ти летний срок обучения); 2,5 часа в неделю для учащихся 7-8 классов (8-ми летний срок обучения), для учащихся 4-5 классов (5-ти летний срок обучения), для учащихся дополнительного года обучения. Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его музыкальные возможности, способности, эмоционально-психологические особенности. Цель учебной программы: развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков, позволяющих воспринимать, осваивать и исполнять на шестиструнной гитаре произведения различных жанров и форм в соответствии с ФГТ; 6 определение наиболее одаренных детей и их дальнейшая подготовка к продолжению обучения в средних профессиональных музыкальных учебных заведениях. Задачи учебной программы: выявление творческих способностей ученика в области музыкального искусства и их развитие в области исполнительства на шестиструнной гитаре до уровня подготовки, достаточного для творческого самовыражения и самореализации; овладение знаниями, умениями и навыками игры на шестиструнной гитаре, позволяющими выпускнику приобретать собственный опыт музицирования; приобретение обучающимися опыта творческой деятельности; формирование навыков сольной исполнительской практики и коллективной творческой деятельности, их практическое применение; достижение уровня образованности, позволяющего выпускнику самостоятельно ориентироваться в мировой музыкальной культуре; формирование у лучших выпускников осознанной мотивации к продолжению профессионального обучения и подготовки их к вступительным экзаменам в профессиональное образовательное учреждение. Программа содержит необходимые для организации занятий параметры: сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета; распределение учебного материала по годам обучения; описание дидактических единиц учебного предмета; требования к уровню подготовки обучающихся; формы и методы контроля, система оценок; методическое обеспечение учебного процесса. В соответствие с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета». 7 Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения: словесный (рассказ, беседа, объяснение); метод упражнений и повторений (выработка игровых навыков ученика, работа над художественно-образной сферой произведения); метод показа (показ педагогом игровых движений, исполнение педагогом пьес с использованием многообразных вариантов показа); объяснительно-иллюстративный (педагог играет произведение ученика и попутно объясняет); репродуктивный метод (повторение учеником игровых приемов по образцу учителя); метод проблемного изложения (педагог ставит и сам решает проблему, показывая при этом ученику разные пути и варианты решения); частично-поисковый (ученик участвует в поисках решения поставленной задачи). Выбор методов зависит от возраста и индивидуальных особенностей учащегося. Материально-техническая база школы соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Для реализации образовательной программы в школе созданы условия для обучения, все кабинеты по классу гитары обеспечены необходимыми принадлежностями: Разноразмерные инструменты (гитары). Подбор инструмента по размеру будет индивидуальным для каждого учащегося. Традиционно, рекомендации выглядят следующим образом: Гитара 1/8 (и 1/4) – для детей возрастом 3-6 лет Гитара 1/2 - для детей 6-9 лет Гитара 3/4 - для детей 8-11 лет Гитара 7/8 – для невысоких подростков с маленькими руками 8 Гитара 4/4 – полноразмерная гитара для крупных подростков и старше. Разноуровневые подставки под ноги или суппорты (устройства, позволяющие играть в классической посадке без использования подставки под ногу и держать ноги на одном уровне). Гитарные чехлы для хранения и удобной транспортировки инструмента. Пюпитр (подставка для нот) для обеспечения максимально комфортных условий для чтения нотных текстов. В школе есть два концертных зала, оснащенные одеждой сцены, световым и звуковым оборудованием. Весь комплекс предметов, составляющих учебный план к предметной области «Народные инструменты» - это логически выстроенный, полный достаточный цикл. 9 и II. Содержание учебного предмета 1. Сведения о затратах учебного времени Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Специальность (шестиструнная гитара)», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия: Таблица 2 Срок обучения 8 (9) лет Распределение по годам обучения Класс Продолжительность учебных занятий (в неделях) Количество часов на аудиторные занятия в неделю 1 2 3 4 5 6 7 8 9 32 33 33 33 33 33 33 33 33 2 2 2 2 2 2 2,5 2,5 2,5 Общее количество часов на 559 аудиторные занятия 82,5 641,5 Количество часов на внеаудиторные занятия в 2 2 2 3 3 3 4 4 4 64 66 66 99 99 99 132 132 132 неделю Общее количество часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия по годам Общее количество 757 часов на внеаудиторные 889 (самостоятельные) занятия Максимальное количество часов занятия в неделю Общее максимальное количество часов по годам 132 4 4 4 5 5 5 6,5 6,5 6,5 128 132 132 165 165 165 214,5 214,5 214,5 Общее максимальное 1316 10 214,5 количество часов на весь 1530,5 период обучения Таблица 3 Срок обучения 5 (6) лет Распределение по годам обучения Класс Продолжительность учебных занятий (в неделях) Количество часов на аудиторные занятия в неделю 1 2 3 4 5 6 33 33 33 33 33 33 2 2 2 2,5 2,5 2,5 Общее количество часов на 363 аудиторные занятия 82,2 445,5 Количество часов на внеаудиторные занятия в 3 3 3 4 4 4 неделю Общее количество 561 часов на внеаудиторные 693 (самостоятельные) занятия Максимальное количество часов занятия в неделю Общее максимальное количество часов по годам 132 5 5 5 6,5 6,5 6,5 165 165 165 214,5 214,5 214,5 Общее максимальное 924 214,5 количество часов на весь 1138,5 период обучения Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, данное время направлено на освоения учебного материала. Виды внеаудиторной работы: самостоятельные занятия по подготовке учебной программы; 11 подготовка к контрольным урокам, зачетам и экзаменам; подготовка к концертным, конкурсным выступлениям; участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно- просветительской деятельности образовательного учреждения и др. 2. Годовые требования по классам Срок обучения 8 (9) лет Первый класс Посадка за инструментом, постановка рук, координация работы обеих рук. Знакомство с основными размерами, с обозначениями на нотном стане, практика чтения нот с листа. Освоение грифа в пределах I-II позиций. Однооктавные мажорные гаммы в первой позиции (аппликатура с открытыми струнами) в простой ритмической фигурации на одном звуке и в последовательности. Освоение приемов apoyando, tirando, арпеджио. Упражнения и этюды на разнообразные варианты арпеджио, отработка взаимодействия пальцев, для исполнения двухголосья, начальные навыки исполнения аккордов. Знакомство с обозначениями на нотном стане, практика чтения нот с листа. Включение в репертуар сочинений композиторов XVII-XVIII веков, легких обработок на народные мелодии. Игра в ансамбле. За учебный год учащийся должен исполнить Таблица 4 1 полугодие 2 полугодие 12 Май – зачет (3 разнохарактерные -- пьесы). Примерная программа академического концерта Вариант 1 1. РНП «На горе-то калина». Обр. В. Калинина. 2. М. Джулиани. Этюд. 3. А. Иванов-Крамской. Пьеса. Вариант 2 1. В. Сор. Анданте. 2. А. Иванов-Крамской. Маленький вальс. 3. Н. Кошкин. «Мальвина» из сюиты «Маскарад». Второй класс Однооктавные хроматические гаммы от открытых струн, гамма C-dur в одну, две октавы (аппликатура А. Сеговии), пройденными ритмическими вариантами на одном звуке и в последовательности. Закрепление пройденных позиций. Организация игровых движений учащегося в технике глушения звука (пауза, staccato), освоение приема малое барэ. Упражнения и этюды с элементами полифонии, на отработку соединений типовых аккордов на начальном этапе обучения, секвенций аккордов типовой аппликатурой, на смешанную технику. Овладение навыками аккомпанемента: знакомство с буквенным обозначением нот и аккордов, знание простых интервалов и типовых аккордов в первой позиции и применение их на практике, интонирование голосом. Включение в репертуар произведений в трехчастной форме, произведений с элементами полифонии, произведений композиторов 13 XVII-XVIII веков, легких обработок народных песен и мелодий, старинной музыки. Работа над звуком, динамикой, смысловой фразировкой. Игра в ансамбле. За учебный год учащийся должен исполнить Таблица 5 1 полугодие 2 полугодие Октябрь – технический зачет (одна Март – технический зачет (одна гамма, один этюд). гамма, один этюд). Декабрь – зачет (две разнохарактерные Май – зачет (две разнохарактерные пьесы). пьесы). Примерная программа академического концерта Вариант 1 1. И. Филипп. Колыбельная. 2. Уотт. Песенка трех поросят. 3. В. Калинин. Этюд. Вариант 2 1. Anonim. Slou dance. 2. В. Калинин. Маленький испанец. 3. Ф. Сор. Этюд. Третий класс Двухоктавные мажорные, минорные, хроматические гаммы в пределах пяти позиций пройденными ритмическими и аппликатурными вариантами на одном звуке и в последовательности. Закрепление пройденных позиций. 14 Освоение приемов legato, pizzicato, натуральных флажолетов, барэ. Упражнения и этюды на отработку приема барэ, смену позиций, позиционную игру, отработку различных вариантов артикуляции, растяжку пальцев левой руки, для исполнения двухголосья и аккордов. Овладение навыками аккомпанемента: знакомство с составными интервалами, обращением интервалов, удобная последовательность соединения типовых аккордов на начальном этапе обучения. На базе отработанных аккордов аккомпанировать песни с наличием 3-5 простых аккордов в первой позиции. Включение в репертуар произведений в трехчастной форме, произведений с элементами полифонии, обработок на народные темы, произведений Ф. Сора, М. Джулиани. Работа над звуком, динамикой, характером, законченностью пьес. Игра в ансамбле. За учебный год учащийся должен исполнить Таблица 6 1 полугодие 2 полугодие Октябрь – технический зачет (одна Март – технический зачет (одна гамма, два этюда). гамма, один этюд). Декабрь – зачет (две разнохарактерные Май – зачет (две разнохарактерные пьесы). пьесы). Примерная программа академического концерта Вариант 1 1. В. А. Моцарт. Аллегретто. 2. В. Козлов. Кискино горе. 3. М. Каркасси. Этюд. Вариант 2 15 1. М. Джулиани. Экосез. 2. Ф. да Милано. Канцона. 3. В. Шумидуб. Этюд № 2 e-moll Четвертый класс Двухоктавные мажорные, минорные (трех видов) гаммы типовой аппликатурой, хроматические гаммы в пределах пяти позиций пройденными ритмическими и аппликатурными вариантами на одном звуке и в последовательности. Закрепление пройденных позиций. Освоение приемов нисходящего legato, rasgeado, натуральных флажолетов, glissando, начальное освоение мелизматики. Упражнения и этюды на отработку пройденных приемов, смену позиций, позиционную игру, отработку различных вариантов артикуляции, растяжку пальцев, смену аккордов. Освоение полиритмии, пунктирного ритма, синкоп, скачков на широкие интервалы. Овладение навыками аккомпанемента: знакомство с обращениями интервалов, главными и побочными трезвучиями, исполнение секвенций аккордов типовой аппликатурой, овладение начальными навыками транспонирования, владение разнообразными ритмическими приемами исполнения. Включение в репертуар произведений в сложной трехчастной форме, форме рондо, вариаций полифонического на народные склада, темы, произведений произведений кантиленного современных и композиторов, оригинального произведения. Работа над звуком, динамикой, смысловой фразировкой, законченностью пьес. Игра в ансамбле. За учебный год учащийся должен исполнить Таблица 7 1 полугодие 2 полугодие Октябрь – технический зачет (одна Март – технический зачет (одна 16 гамма, два этюда). гамма, один этюд). Декабрь – зачет (два разнохарактерных Май – академический концерт (три произведения). разнохарактерных произведения). Примерная программа экзамена Вариант 1 1. Польский народный танец «Мазурка». Обр. Зубченко. 2. Й. Мерц. Адажио. 3. М. Джулиани. Тарантелла (сицилиана). Вариант 2 1. Альмарас. История любви. 2. Рнп «Ивушка» обр. Е. Ларичева. 3. М. Джулиани. Сонатина. Пятый класс Двух-, трехоктавные мажорные, минорные (трех видов) гаммы аппликатурой А. Сеговии, хроматические гаммы во всех позициях, освоение VII, X, XII позиций грифа гитары. Гаммы терциями, пройденными ритмическими и аппликатурными вариантами. Владение всеми видами арпеджио. Освоение скользящего удара, искусственных флажолет (октавных), мелизмов (форшлаги, морденты), тремоло, приема vibrato. Упражнения и этюды на овладение и развитие новых приемов, развитие мелкой и аккордовой техники, позиционной игры, на растяжку пальцев левой руки, усложнение приема звукоизвлечения legato, «педальной» протяженности звука, на смешанную технику. Овладение навыками аккомпанемента: владение и развитие пройденного материала, знакомство с составными интервалами, интервалов, теоретическое знакомство с септаккордами. 17 обращениями Включение в репертуар сочинений И. С. Баха и Ф. Генделя (I-II части сонаты, партиты, сюиты, фуги, фугетты), сочинений крупной формы (соната I ч. или II-III, III-IV чч., сюита не менее трех частей, вариации). Работа над звуком, динамикой, характером, смысловой фразировкой, законченностью пьес. Игра в ансамбле. За учебный год учащийся должен исполнить Таблица 8 1 полугодие 2 полугодие Октябрь – технический зачет (одна Март – технический зачет (одна гамма, два этюда). гамма, один этюд). Декабрь – зачет (два разнохарактерных Май – академический концерт (три произведения). разнохарактерных произведения, в том числе произведение крупной формы). Примерная программа академичского концерта Вариант 1 1. А. Вилардо. Не оставляй меня (аргетинское танго). 2. Н. Паганини. Сонатина. 3. Л. Валькер. Маленький романс. Вариант 2 1. Л. Калль. Соната a-moll. 2. Укр.нар.песня «Ой, ти дiвчина зарученая» обр. В. Стеценко. 3. Ли Рума. River flows in you. Шестой класс Все мажорные, минорные (трех видов), хроматические гаммы во всех позициях, всеми возможными 18 штрихами, приемами игры, ритмическими фигурациями (на одном звуке и в последовательности), динамическими и аппликатурными вариантами (в том числе аппликатурой А. Сеговии), гаммы терциями, секстами, октавами. Тоническое трезвучие с обращениями в изучаемой тональности. Освоение новых приемов звукоизвлечения: тамбурин, пульгар. Игра полифонии, аккордов, мелизмов (форшлаги, группетто). Владение разнообразными исполнения (в том числе морденты, трели, ритмическими приемами полиритмии, пунктирный и синкопированный ритм). Упражнения и этюды на овладение и развитие новых приемов, на растяжку пальцев левой руки, на отработку исполнения мелизмов, выработку четкой артикуляции, технику развития тремоло, усложнение аккордовой и полифонической фактуры, на смешанную технику. Овладение навыками аккомпанемента: владение и развитие пройденным материалом, знакомство с септаккордами и секвенциями септаккордов, транспонирование, подбор песни со всеми типами гармонических движений. Включение в репертуар произведений крупной формы (соната I ч. или II-III, III-IV чч., сюита не менее трех частей, вариации, в том числе из концертов для гитары с оркестром), полифонии (части из танцев, сюит, партит И. С. Баха, Ф. Генделя и других, фуги фуггетты), оригинальных произведений, произведений написанных или обработанных для гитары современным композитором, виртуозного произведения или концертного этюда. Работа над звуком, динамикой, смысловой законченностью пьес. Игра в ансамбле. За учебный год учащийся должен исполнить 19 фразировкой, Таблица 9 1 полугодие 2 полугодие Октябрь – технический зачет (одна Март – технический зачет (одна гамма, два этюда). гамма, один этюд, чтение с листа). Декабрь – зачет (два разнохарактерных Май – академический концерт (три произведения). разнохарактерных произведения, в том числе произведение крупной формы). Примерная программа академического концерта Вариант 1 1. Е. Дога. «Вальс» из к/ф «Мой ласковый нежный зверь». 2. Д. Каччини. Ave Maria. 3. М. Каркасси. Этюд e-moll. Вариант 2 1. РНП«Я на камушке сижу» Обр. А. Иванова-Крамского. 2. Ф. Сор. Вариации на тему старинной испанской песни «Фолия». 3. М. Каркасси. Этюд e-moll. Седьмой класс Мажорные, минорные, хроматические гаммы в пройденных позициях всеми допустимыми ритмическими приемами, фигурациями, динамическими гаммы интервалами оттенками – и терциями, секстами, октавами, децимами. Типовые гаммы с аппликатурой А. Сеговии. Тоническое трезвучие с обращениями в изучаемой тональности. Закрепление всех пройденных позиций, всего грифа гитары. Применение всех пройденных штрихов, приемов игры, аккордовой и мелкой техники. 20 Упражнения и этюды на пройденные виды техники. Включение в репертуар вариаций на народные темы, произведений крупной формы (соната I ч. или II-III, III-IV чч., сюита не менее трех частей, вариации, в том числе частей из концертов для гитары с оркестром), сочинений И. С. Баха и Ф. Генделя (I-II части сонаты, партиты, сюиты, фуги, фугетты), оригинальных произведений, произведений написанных или обработанных для гитары современным композитором, виртуозного произведения или концертного этюда, гитарной классики. За учебный год учащийся должен исполнить Таблица 10 1 полугодие 2 полугодие Октябрь – технический зачет (одна Март – технический зачет (одна гамма, два этюда или самостоятельно гамма, один этюд, чтение с листа). выученная пьеса). Май – академический концерт (три Декабрь – зачет (два разнохарактерных разнохарактерных произведения, в произведения). том числе произведение крупной формы). Примерная программа академического концерта Вариант 1 1. С. Абреу. «Тико-тико» обр. И. Савио. 2. РНП «Во поле береза стояла» обр. А. Иванова-Красмкого 3. М. Джулиани. «Этюд» ор. 100, № 11, a-moll. Вариант 2 1. С. Л. Вайс. «Чакона» a-moll. 2. О. Киселев. «Никогда не говори никогда» 3. К. Сидорович «Однозвучно гремит колокольчик» обр. Е. Теплякова 21 Восьмой класс Мажорные, минорные, хроматические гаммы в пройденных позициях всеми допустимыми приемами, динамическими оттенками и ритмическими фигурациями, гаммы интервалами – терциями, секстами, октавами, децимами. Тоническое трезвучие с обращениями в изучаемой тональности. Использование всех пройденных позиций, всего грифа гитары. Применение всех пройденных штрихов, приемов игры, аккордовой и мелкой техники. Упражнения и этюды на пройденные виды техники. Включение в репертуар вариаций на народные темы, произведений крупной формы (соната I ч. или II-III, III-IV чч., сюита не менее трех частей, вариации, в том числе частей из концертов для гитары с оркестром), сочинений И. С. Баха и Ф. Генделя (I-II части сонаты, партиты, сюиты, фуги, фугетты), оригинальных произведений, произведений написанных или обработанных для гитары современным композитором, виртуозного произведения или концертного этюда, гитарной классики. За учебный год учащийся должен исполнить Таблица 11 1 полугодие 2 полугодие Декабрь – дифференцированное Март – прослушивание не прослушивание части программы исполненной части программы). (произведение крупной формы, Май – экзамен (4 произведения, в том произведение на выбор из программы числе произведение крупной формы, выпускного экзамена). обработки на народные или популярные мелодии, произведение кантиленного характера, 22 оригинального произведения). Примерная экзаменационная программа Вариант 1 1. И. Альбенис «Астурия» (прелюдия), обр. Е. Ларичева. 2. Х. Кардоссо. Милонга. 3. Е. Ларичев. Вариации на тему рнп «Тонкая рябина». 4. С. Абреу. «Тико-тико» обр. И. Савио. Вариант 2 1. Г. Гендель. «Чакона» d-moll, обр. А. Гитмана. 2. Сагрерас Х. Колибри (этюд) 3. РНП «Вот мчится тройка почтовая» обр. Е. Ларичева 4. Альмарас. История любви. Девятый класс Подготовка профессионально ориентированных учащихся к поступлению в средние специальные учебные заведения. В связи с этим перед учеником по всем вопросом музыкального исполнительства ставятся повышенные требования: - к работе над техникой в целом; - к работе над произведением, - к качеству самостоятельной работы; - к сформированности музыкального мышления. Выбранная для вступительных экзаменов программа обыгрывается на концерте класса, отдела, школы, конкурсах. С целью воспитания в ученике навыков культурно-просветительской деятельности рекомендуется участие учащихся в лекциях-концертах, тематических концертах в других учебных заведениях (детских садах, общеобразовательных учреждениях и т. д.) За учебный год учащийся должен исполнить 23 Таблица 12 1 полугодие 2 полугодие Октябрь – технический зачет в виде Март – прослушивание не контрольного урока (1 гамма, 2 этюда исполненной части программы). или виртуозная пьеса). Май – экзамен (4 произведения, в том Декабрь – прослушивание части числе произведение крупной формы, программы (произведение крупной обработки на народные или формы, произведение на выбор из популярные мелодии, произведение программы выпускного экзамена). кантиленного характера, оригинального произведения). Примерная экзаменационная программа Вариант 1 1. Карулли Ф. Соната ор.21 № 2, Часть 1 2. Вила-Лобос Э. Шоро 3. Альбенис И. Кадис. Серенада. 4. Высоцкий М. Вариации на тему русской песни «Пряха» Вариант 2 1. Сор Ф. Интродукция и вариации на тему В. А. Моцарта ор. 9. 2. Ирадьер С. Голубка. Аранжировка В. Кузнецова. 3. Таррега Ф. Этюд (Estudio de velocidad). 4. Г. Санз. Канариос. Экзаменационные требования 1. Технический зачет Требования, соответствующие программе каждого класса: Упражнения, Этюды, 24 Гаммы и арпеджио, Музыкальные термины: 2, 3 классы – динамические оттенки, 4, 5 классы – основные обозначения темпов, 6, 7 классы – характер исполнения произведений. 2. Зачет по творческим навыкам Требования, соответствующие программе каждого класса: Самостоятельно выученное произведение, Чтение нот с листа, Подбор по слуху, Исполнение аккордовых последовательностей. Транспонирование аккордовых последовательностей. 3. Академический концерт Требования, соответствующие программе каждого класса: Исполнение наизусть двух-трех разнохарактерных произведений. 4. Выпускной экзамен 1. Произведение крупной формы: Концерт (I ч. или II и III части); Соната (I ч. или II и III части); Вариации. 1. Полифония: Части из танцевальных сюит, партит И. С. Баха, Ф. Генделя и др. Фуги, фугетты. 2. Произведение старинной музыки. 3. Оригинальное произведение (произведение, написанное для гитары). 4. Произведение, основу которого составляет обработка народной или популярной мелодии. 5. Виртуозная пьеса или концертный этюд. 6. Произведение современного композитора. 25 7. Ансамбли. Выпускник исполняет на выпускном экзамене от трех до пяти произведений, в соответствии с программными требованиями профессионального учебного заведения следующего уровня. Годовые требования по классам Срок обучения 5 (6) лет Требования по специальности для обучающихся на шестиструнной гитаре сроком 5 лет те же, что и при 8-летнем обучении, но в несколько сжатой форме. Условно говоря, все темы изучаются в меньшем объеме часов. Репертуар должен во всех классах включать разнохарактерные произведения различных стилей, жанров, но он может быть немного легче (в зависимости от способностей ученика). Ученики, занимающиеся по пятилетней программе, должны принимать активное участие в концертной деятельности, участвовать в конкурсах. Задача педагога – выполнение учебной программы направить на максимальную реализацию творческого потенциала ученика, при необходимости подготовить его к поступлению в среднее специальное учебное заведение. Первый класс Посадка за инструментом, постановка рук, координация работы обеих рук. Знакомство с основными размерами, с обозначениями на нотном стане, практика чтения нот с листа. Освоение грифа в пределах I-II позиций. Однооктавные, двухоктавные мажорные гаммы в одной позиции (аппликатура с открытыми струнами) в простой ритмической фигурации на одном звуке и в последовательности. Освоение приемов apoyando, tirando, арпеджио, малое барэ, пиццикато. 26 Упражнения и этюды на разнообразные варианты арпеджио, отработка взаимодействия пальцев, для исполнения двухголосья, начальные навыки исполнения аккордов. Знакомство с обозначениями на нотном стане, практика чтения нот с листа. Включение в репертуар сочинений композиторов XVII-XVIII веков, легких обработок на народные мелодии. Игра в ансамбле. Примерная программа академического концерта Вариант 1 1. Р. Бок. Старинная песня. 2. М. Джулиани. Этюд. 3. А. Иванов-Крамской. Пьеса. Вариант2 1. Ф. Дамилано. Канцона. 2. М. Каркасси, Андантино. 3. В. Калинин. Маленький испанец. Второй класс Однооктавные хроматические гаммы от открытых струн – mi, im, am, ma, ai, ia, гамма C-dur в две, три октавы (аппликатура А. Сеговии), пройденными ритмическими вариантами на одном звуке и в последовательности. Закрепление пройденных позиций. Освоение приема барэ, staccato, восходящее legato. Упражнения и этюды с элементами полифонии, на отработку соединений типовых аккордов на начальном этапе обучения, секвенций аккордов типовой аппликатурой, на смешанную технику. 27 Овладение навыками аккомпанемента: знакомство с буквенным обозначением нот и аккордов, знание простых интервалов и типовых аккордов в первой позиции и применение их на практике, интонирование голосом, подбор и аккомпанирование песен с наличием 3-5 простых аккордов. Включение в репертуар произведений в сложной трехчастной форме, произведений с элементами полифонии, произведений композиторов XVII-XVIII веков, обработок народных песен и мелодий, старинной музыки. Работа над звуком, динамикой, смысловой фразировкой. Игра в ансамбле. Примерная программа академического концерта Вариант 1 1. Н. Кошкин. «Мальвина» из сюиты «Маскарад». 2. В. А. Моцарт. Аллегретто. 3. В. Шумидуб. Этюд e-moll. Вариант 2 1. Н. Рота. Мелодия из к/ф «Крестный отец». 2. А. Иванов-Крамской. Прелюдия. Обр. Зубченко. 3. В. Козлов. Кискино горе. Третий класс Двух-, трехоктавные мажорные, минорные, хроматические гаммы в пределах пяти позиций пройденными ритмическими и аппликатурными вариантами на одном звуке и в последовательности. Закрепление пройденных позиций. Освоение приемов legato, rasgeado, исполнение мелизмов, glissando. 28 натуральных флажолетов, Упражнения и этюды на отработку новых приемов, смену позиций, позиционную игру, отработку различных вариантов артикуляции, растяжку пальцев левой руки, смену аккордов. Овладение навыками аккомпанемента: знакомство с составными интервалами, обращением интервалов, главными и побочными трезвучиями. Включение в репертуар произведений крупной формы, вариаций на народные темы, произведений кантиленного и полифонического склада, произведений Ф. Сора, М. Джулиани, произведений современных композиторов. Работа над звуком, динамикой, характером, законченностью пьес. Игра в ансамбле. Примерная программа академического концерта Вариант 1 1. Й. Мерц. Адажио. 2. Р. Де Видаль. Простые вариации на тему испанской «Фолии» 3. Н. Богословский. Темная ночь. Вариант 2 1. Гомес. Романс. 2. Ф. Карулли. Сицилиана. 3. Д. Каччини. Ave Maria. Четвертый класс Двух-, трехоктавные мажорные, минорные (трех видов) гаммы аппликатурой А. Сеговии, хроматические гаммы во всех позициях, освоение VIII, X, XII позиций грифа гитары. Гаммы интервалами – терциями, секстами, октавами, аппликатурными вариантами. 29 пройденными ритмическими и Владение всеми видами арпеджио в подвижных темпах. Освоение скользящего удара, искусственных флажолет (октавных), мелизмов (форшлаги, морденты), тремоло, приема vibrato. Упражнения и этюды на овладение и развитие новых приемов, развитие мелкой и аккордовой техники, позиционной игры, на растяжку пальцев левой руки, усложнение приема звукоизвлечения legato, «педальной» протяженности звука, на смешанную технику. Овладение навыками аккомпанемента: владение и развитие пройденного материала, знакомство с септаккордами и секвенциями септаккордов. Включение в репертуар сочинений И. С. Баха и Ф. Генделя (I-II части сонаты, партиты, сюиты, фуги, фугетты), сочинений крупной формы (соната I ч. или II-III, III-IV чч., сюита не менее трех частей, вариации). Работа над звуком, динамикой, характером, смысловой фразировкой, законченностью пьес. Игра в ансамбле. Примерная программа академического концерта Вариант 1 1. Ф. Карулли. Рондо. 2. В. Калинин. Прелюдия. 3. РНП «Ах ты, душечка». Обр. А. Иванова-Крамского. Вариант 2 1. Н. Паганини. Сонатина. 2. РНП «Я на камушке сижу». Обр. А. Иванова-Крамского. 3. А. Петров. Я спросил у ясеня. Пятый класс 30 Все мажорые, минорные, хроматические гаммы во всех пройденных позициях всеми допустимыми приемами, динамическими оттенками и ритмическими фигурациями, гаммы интервалами. Закрепление всех пройденных позиций, всего грифа гитары. Применение всех пройденных штрихов, приемов игры, аккордовой и мелкой техники. Освоение приема тамбурин. Упражнения и этюды на пройденные виды техники. Включение в репертуар вариаций на народные темы, произведений крупной формы (соната I ч. или II-III, III-IV чч., сюита не менее трех частей, вариации, в том числе частей из концертов для гитары с оркестром), сочинений И. С. Баха и Ф. Генделя (I-II части сонаты, партиты, сюиты, фуги, фугетты), оригинальных произведений, произведений написанных или обработанных для гитары современным композитором, виртуозного произведения или концертного этюда, гитарной классики. Примерная экзаменационная программа Вариант 1 1. М. Джулиани. Соната № 2 2. РНП «Тонкая рябина». Обр. Е. Ларичева. 3. Каркасси М. Этюд e-moll. Ор.60 4. Ю. Шилин. Испанский танец. Вариант 2 1. Вайс С. Л. Чакона. Редакция П. Иванникова 2. Морено-Торроба. Фандангильо. 3. Каркасси М. Этюд D-dur. Ор.60 4. Рнп «Ох, болт, что болит». Обр. М. Высоцкого Шестой класс 31 В шестом классе обучаются учащиеся, которые целенаправленно готовятся к поступлению в профессиональное образовательное учреждение. В связи с этим, педагогу рекомендуется составлять годовой репертуар года с учетом программных требований профессионального образовательного учреждения. Участие в классных вечерах, концертах отдела, школы, конкурсах принесут значительную пользу, придав уверенности в игре. Ученики шестого класса играют зачет в декабре и итоговый экзамен в мае. В декабре обязателен показ произведения крупной формы. Примерная экзаменационная программа Вариант 1 1. Бах И. С. Прелюдия. Из сюиты № 2 для лютни 2. Ф. Карулли. Этюд a-moll. 3. Ю. Шилин. Волны Испании. 4. К. Сидорович. Однозвучно гремит колокольчик. Обр. Е. Теплякова. Вариант 2 1. Персел Г. Сюита a-moll. Переложение П. Иванникова. 2. Лауро А. Мария Каролина. Венесуэльский вальс. 3. Таррега Ф. Этюд E-dur 4. Украинская народная песня «Садок вишневый». Обр. Е. Теплякова. Экзаменационные требования 1. Технический зачет Требования, соответствующие программе каждого класса: Упражнения, Этюды, Гаммы и арпеджио, Музыкальные термины: 1, 2 классы – динамические оттенки, 32 3 класс – основные обозначения темпов, 4 класс – характер исполнения произведений. 2. Зачет по творческим навыкам Требования, соответствующие программе каждого класса: Самостоятельно выученное произведение, Чтение нот с листа, Подбор по слуху, Исполнение аккордовых последовательностей. Транспонирование аккордовых последовательностей. 3. Академический концерт Требования, соответствующие программе каждого класса: Исполнение наизусть двух-трех разнохарактерных произведений. 4. Выпускной экзамен 1. Произведение крупной формы: Концерт (I ч. или II и III части); Соната (I ч. или II и III части); Вариации. 2. Полифония: Части из танцевальных сюит, партит И. С. Баха, Ф. Генделя и др. Фуги, фугетты. 3. Произведение старинной музыки. 4. Оригинальное произведение (произведение, написанное для гитары). 5. Произведение, основу которого составляет обработка народной или популярной мелодии. 6. Виртуозная пьеса или концертный этюд. 7. Произведение современного композитора. 8. Ансамбли. 33 Выпускник исполняет на выпускном экзамене от трех до пяти произведений, в соответствии с программными требованиями профессионального учебного заведения следующего уровня. III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Данная программа отражает разнообразие репертуара, его академическую направленность, а также демонстрирует возможность индивидуального 34 подхода к каждому ученику. Содержание программы направлено на обеспечение художественно-эстетического развития учащегося и приобретения им художественно-исполнительских знаний, умений и навыков. Таким образом, ученик к концу прохождения курса программы обучения должен: знать основные исторические сведения об инструменте; знать конструктивные особенности инструмента; знать элементарные правила по уходу за инструментом и уметь их применять при необходимости; знать основы музыкальной грамоты; знать систему игровых навыков и уметь применять ее самостоятельно; знать основные средства музыкальной выразительности (тембр, динамика, штрих, темп и т. д.); знать основные жанры музыки (инструментальный, вокальный, симфонический и т. д.); знать технические и художественно-эстетические особенности, характерные для сольного исполнительства на гитаре; знать функциональные особенности строения частей тела и уметь рационально использовать их в работе игрового аппарата; уметь самостоятельно настраивать инструмент; уметь самостоятельно определять технические трудности несложного музыкального произведения и находить способы и методы в работе над ними; уметь самостоятельно среди нескольких вариантов аппликатуры выбрать наиболее удобную и рациональную; уметь самостоятельно, осознанно работать над несложными произведениями, опираясь на знания законов формообразования, а также на освоенную в классе под руководством педагога методику поэтапной работы над художественным произведением; 35 уметь творчески подходить к созданию художественного образа, используя при этом все теоретические знания и предыдущий практический опыт в освоении штрихов, приемов и других музыкальных средств выразительности; уметь на базе приобретенных специальных знаний давать грамотную адекватную оценку многообразным музыкальным событиям; иметь навык игры по нотам; иметь навык чтения с листа несложных произведений, необходимый для ансамблевого музицирования; приобрести навык транспонирования и подбора по слуху; приобрести навык публичных выступлений, как в качестве солиста, так и в различных ансамблях. Реализация программы обеспечивает: наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству; комплексное совершенствование игровой техники гитариста, которая включает в себя тембровое слушание, вопросы динамики, артикуляции, интонирования, а также организацию работы игрового аппарата, развитие крупной и мелкой техники; сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности гитары для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста; знание художественно-исполнительских возможностей гитары; знание музыкальной терминологии; знание репертуара для гитары, включающего произведения разных стилей и жанров, произведения крупной формы (концерты, сонаты, сюиты, циклы) в соответствии с программными требованиями; в старших, ориентированных на профессиональное обучение классах, умение самостоятельно выбрать для себя программу; наличие навыка по чтению с листа музыкальных произведений; 36 умение транспонировать и подбирать по слуху; навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения; навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов; наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями; наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве солиста. IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК 1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание 37 Каждый из видов контроля успеваемости учащихся имеет свои цели, задачи и формы. Оценки качества знаний по «Специальности (шестиструнная гитара)» охватывают все виды контроля: текущий контроль успеваемости; промежуточная аттестация учащихся; итоговая аттестация учащихся. Цель промежуточной аттестации – определение уровня подготовки учащегося на определенном этапе обучения по конкретно пройденному материалу. Таблица 13 Вид контроля Задачи Формы Текущий поддержание учебной дисциплины, контрольные контроль выявление отношения учащегося уроки, изучаемому предмету, академические повышение уровня освоения текущего концерты, прослушивания учебного материала. Текущий контроль осуществляется к конкурсам, преподавателем по специальности отчетным регулярно (с периодичностью не более концертам. чем через два, три урока) в рамках расписания занятий и предлагает использование различной системы оценок. Результаты текущего контроля учитываются при выставлении четвертных, полугодовых, годовых оценок. Промежуточная определение успешности развития аттестация 38 зачеты (показ учащегося и усвоения им программы на части программы, определенном этапе обучения. технический зачет), академические концерты, переводные зачеты, экзамены Итоговая определяет уровень и качество экзамен – аттестация освоения программы учебного проводится в предмета. выпускных классах: 5 (6), 8 (9). Контрольные уроки направлены на выявление знаний, умений и навыков учащихся в классе по специальности. Они не требуют публичного исполнения и концертной готовности. Это своего рода проверка навыков самостоятельной работы учащегося, проверка технического роста, проверка степени овладения навыками музицирования (чтение с листа, подбор по слуху, транспонирование), проверка степени готовности учащихся выпускных классов к итоговой аттестации. Контрольные прослушивания проводятся в классе в присутствии комиссии, включая в себя элементы беседы с учащимся, и предполагают обязательное обсуждение рекомендательного характера. Также преподаватель может сам назначать и проводить контрольные уроки в течение четверти в зависимости от индивидуальной успеваемости ученика, от этапности изучаемой программы с целью повышения мотивации в ученике к учебному процессу. Контрольные уроки проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Зачеты проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет, и предполагают публичное исполнение технической или академической программы или ее 39 части в присутствии комиссии. Зачеты дифференцированные, с обязательным методическим обсуждением, носящим рекомендательный характер. Зачеты проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Академические концерты предполагают те же требования, что и зачеты, но они представляют собой публичное (на сцене) исполнение учебной программы или ее части в присутствии комиссии, родителей, учащихся и других слушателей. Для академического концерта преподаватель должен подготовить с учеником 2-3 произведения. Выступление ученика обязательно должно быть с оценкой. Переводные экзамены проводятся в конце каждого учебного года. Исполнение полной программы демонстрирует уровень освоения программы данного года обучения. Переводной экзамен проводится с применением дифференцированных систем оценок, завершаясь обязательным методическим обсуждением. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий. Учащийся, освоивший в полном объеме программу, переводится в следующий класс. Итоговая аттестация (экзамен) определяет уровень и качество освоения образовательной программы. Экзамен проводится в выпускных классах: 5 (6), 8 (9), в соответствии с действующими учебными планами. Итоговая аттестация проводится по утвержденному директором школы расписанию. 2. Критерии оценки Контроль успеваемости осуществляется преподавателем на уроках по пятибалльной системе. Оценка выставляется не реже чем раз в три урока. По итогам четверти и года выставляется итоговая оценка. Успеваемость учащихся по программе «Специальность (шестиструнная гитара)» учитывается на различных выступлениях: экзаменах, академических концертах, контрольных уроках, технических зачетах, зачетах или контрольных уроках по самостоятельному изучению 40 обучающимся музыкального произведения и чтению с листа, а также на открытых концертах, конкурсах, прослушиваниях к ним. Форма и репертуар зачетных выступлений учащегося планируется в индивидуальном порядке, так как частота зачетных выступлений, их форма, а также уровень технической и художественной сложности зачетного репертуара находятся в зависимости от индивидуальных способностей учащегося. В соответствии с учебным планом в 8 (5) классе учащиеся сдают выпускной экзамен. В остальных классах проходят школьные академические концерты, которые проводятся систематически 2 раза в год с оценкой в конце первого и второго полугодия (декабрь, апрель). Для показа на академических концертах из общего объёма годовых требований педагог должен подготовить с учеником не менее 4 произведений различных по жанру и форме. Количество произведений для исполнения не ограничивается. Уровень технической подготовки учащегося проверяется на техническом зачете – контрольном прослушивании гамм и этюдов, который проходит 2 раза в год с оценкой в середине первого и второго полугодия. Каждый учащийся на своем техническом уровне должен показать хорошую выучку в области постановки исполнительского аппарата, а также грамотное, осознанное и аккуратное в звуковом отношении исполнение своей зачетной программы. Кроме того, учителям также рекомендуется готовить учащихся к выступлению на конкурсах, учебных концертах отдела, а также проводить каждую четверть в своем классе концерт для родителей. Исполнение самостоятельно подготовленных произведений (подбор по слуху, сочинение, аранжировки) рекомендовано выносить на классные и родительские собрания. Экзамены проводятся в соответствии с действующими учебными планами в выпускном классе и в классе дополнительного года обучения. В остальных классах учебный год завершается переводным зачетом. На выпускные экзамены выносятся четыре произведения разных жанров и форм. Экзаменационные программы в классах составляются в соответствии с 41 приемными требованиями по специальности для поступающих в средние учебные заведения культуры и искусства. В течение учебного года учащиеся экзаменационных классов выступают на прослушиваниях с исполнением (без оценки) произведений выпускной программы. Участие в отборочных прослушиваниях, концертах, конкурсах и подобных им мероприятиях приравнивается к выступлению на академическом концерте. При выведении итоговой оценки учитывается следующее: оценка годовой работы ученика, выведенная на основе его продвижения; оценка ученика за выступление на академическом концерте и переводном зачете, а также результаты контрольных уроков; другие выступления ученика в течение учебного года. Критерии оценки выступления учащегося на академическом концерте, зачете, экзамене: Оценка 5 (отлично) выставляется за технически безупречное исполнение программы, при котором исполнительская свобода служит раскрытию художественного содержания произведений. В том случае, если программа исполнена наизусть ярко и выразительно, убедительно и законченно по форме. Проявлено индивидуальное отношение к исполняемому произведению для достижения наиболее убедительного воплощения художественного замысла. Продемонстрировано свободное владение техническими приемами, а также приемами качественного звукоизвлечения. Оценка 4 (хорошо) выставляется за техническую свободу, осмысленную и выразительную игру, в том случае, когда учеником демонстрируется достаточное понимание характера и содержания исполняемого произведения программа исполнена наизусть, проявлено индивидуальное отношение к исполняемому произведению, однако допущены небольшие технические и стилистические неточности. 42 Учащийся демонстрирует применение художественного оправданных технических приёмов, свободу и пластичность игрового аппарата. Допускаются небольшие погрешности не разрушающие целостность исполняемого произведения. Оценка 3 (удовлетворительно) выставляется за игру, в которой учащийся демонстрирует ограниченность своих возможностей, неяркое, необразное исполнение программы. Программа исполнена наизусть с неточностями и ошибками, слабо проявляется осмысленное и индивидуальное отношение к исполняемому произведению Учащийся показывает недостаточное владение техническими приёмами, отсутствие свободы и пластичности игрового аппарата, допущены погрешности в звукоизвлечении. Оценка 2 (неудовлетворительно) выставляется за отсутствие музыкальной образности в исполняемом произведение слабое знание программы наизусть, грубые технические ошибки и плохое владение инструментом. Согласно ФГТ данная система оценки качества исполнения является основной. В связи со сложившимися традициями школы и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно и точно оценить выступление учащегося. V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В работе с учащимся преподаватель должен следовать основным принципам дидактики: последовательность, систематичность, доступность, наглядность в освоении материала. 43 Процесс обучения должен протекать с учетом индивидуальных психических особенностей ученика, его физических данных. Педагог должен неустанно контролировать уровень развития музыкальных способностей своих учеников. Работа педагога по специальности будет более продуктивной в тесной связи с педагогами по другим предметам: музыкальная литература, слушание музыки, сольфеджио. Итогом такого сотрудничества могут быть: открытые уроки, концерты классов для родителей, участие в концертах отделов, школы. В начале каждого полугодия преподаватель составляет для учащегося индивидуальный план, который утверждается директором школы. В конце учебного года преподаватель представляет отчет о его выполнении с приложением краткой характеристики работы обучающегося. При составлении индивидуального плана следует учитывать индивидуально-личностные особенности и степень подготовки обучающегося. В репертуар необходимо включать произведения, доступные по степени технической и образной сложности, высокохудожественные по содержанию, разнообразные по стилю, жанру, форме и фактуре. Индивидуальные планы вновь поступивших учеников обучающихся должны быть составлены к концу сентября после детального ознакомления с особенностями, возможностями и уровнем подготовки ученика. Необходимым условием для успешного обучения на гитаре является формирование у ученика уже на начальном этапе правильной посадки, постановки рук, целостного исполнительского аппарата. Развитию техники в узком смысле слова (беглости, четкости, ровности и т.д.) способствует систематическая работа над упражнениями, гаммами и этюдами. При освоении гамм, упражнений, этюдов и другого вспомогательного инструктивного материала рекомендуется применение различных вариантов – штриховых, динамических, ритмических и т.д. При работе над техникой необходимо давать четкие индивидуальные задания и регулярно проверять их выполнение. 44 При выборе этюдов следует учитывать их художественную и техническую значимость. Изучение этюдов может принимать различные формы в зависимости от их содержания и учебных задач (ознакомление, чтение нот с листа, разучивание до уровня показа на техническом зачете). Работа над качеством звука, интонацией, разнообразными ритмическими вариантами, динамикой (средствами музыкальной выразительности) должна последовательно проводиться на протяжении всех лет обучения и быть предметом постоянного внимания педагога. В этой связи педагогу необходимо научить ученика слуховому контролю и контролю по распределению мышечного напряжения. Работа над музыкальным произведением должна проходить в тесной художественной и технической связи. Важной задачей предмета является развитие навыков самостоятельной работы над домашним заданием. В качестве проверки знаний ученика об основных этапах в работе над произведением можно порекомендовать ученику выучить самостоятельно произведение, которое по трудности должно быть легче произведений, изучаемых по основной программе. Большое значение в воспитании музыкального вкуса отводится изучаемому репертуару. Необходимо включать в учебные программы переложения лучших образцов зарубежной и отечественной классики, произведений, написанных для других инструментов или для голоса, а также обработок на народные и популярные мелодии. Рекомендуется исполнять переложения, в которых сохранен замысел автора и в то же время грамотно, полноценно использованы характерные особенности гитары. В классе шестиструнной гитары при работе над гаммами, этюдами и пьесами для достижения чистоты интонации и технической свободы необходимо искать, находить и использовать различные варианты аппликатуры. Вся творческая деятельность педагога-музыканта должна иметь 45 научно обоснованный характер и строиться на базе имеющейся методической литературы. Рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся: самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими; периодичность занятий – каждый день; объем самостоятельных занятий в неделю – от 2 до 4 часов. Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программы начального и основного общего образования, с опорой на сложившиеся в учебном заведении педагогические традиции и методическую целесообразность, а также индивидуальные способности ученика. Ученик должен быть физически здоров. Занятия при повышенной температуре опасны для здоровья и нецелесообразны, так как результат занятий всегда будет отрицательным. Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по специальности. Необходимо помочь ученику организовать домашнюю работу, исходя из количества времени, отведенного на занятие. В самостоятельной работе должны присутствовать разные виды заданий: игра технических упражнений, гамм и этюдов (с этого задания полезно начинать занятие и тратить на это примерно треть времени); разбор новых произведений или чтение с листа более легких (на 2-3 класса ниже по трудности); выучивание наизусть нотного текста, необходимого на данном этапе работы; работа над звуком и конкретными деталями (следуя рекомендациям, данным преподавателем на уроке), доведение произведения до концертного вида; проигрывание программы целиком перед зачетом или концертом; повторение ранее пройденных произведений. Все рекомендации по домашней работе преподаватель и фиксирует их в дневнике. 46 в индивидуальном порядке дает Учащиеся свободно могут пользоваться библиотечным фондом школы, а в случае острой необходимости могут отксерокопировать или отсканировать любое выбранное музыкальное произведение. VI. СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ НОТНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47 1. Методические пособия 1. Вещицкий П., Ларичев Е., Ларичева Г. Классическая шестиструнная гитара: Справочник. [Текст]. – М.: Композитор, 1999. 2. Иванов-Крамской А. М. Школа игры на шестиструнной гитаре. Изд. 4. [Нотный текст]. – Р-н-Д.: Феникс, 2004. 3. Информационные бюллетень «Народник» № 1-58. Ред.-сост. Новожилов В., Петров В. [Текст]. – М.: Музыка, 1998-2007. 4. Как научиться играть на гитаре. Сост. Кузнецов В. [Текст]. – М.: Классика-XXI, 2006 5. Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре. Ред. Григоренко В. [Текст]. – М.: Кифара, 2002. 6. Катанский А. В., Катанский В. М. Школа игры на шестиструнной гитаре. Ансамбль. Таблицы аккордов. Аккомпанемент песен: Учебно-методическое пособие. [Нотный текст]. – И.: Катанский, 2008. 7. Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре. Ред. Григоренко В.М. [Нотный текст]. – М.: Кифара, 2002. 8. Ноуд Фредерик. Самоучитель игры на гитаре. [Нотный текст]. – М.: Астрель, 2005. 9. Пухоль Э. Школа игры на шестиструнной гитаре. [Нотный текст]. – М.: Советский композитор. 10.Сор Ф. Школа игры на гитаре. Сост. Сор Ф.; Исправлена и дополнена по степени сложности Костом Н.; общ. Ред. Ивановой-Крамской Н.А.; пер. с франц. Высоцкого А.Д. [Нотный текст]. – Р-н-Д: 2007. 11.Шумидуб А. Школа игры на гитаре. [Нотный текст]. – М.: Шумидуб, 2002. 2. Учебная литература 1. Альбом для детей и юношества. Произведения для шестиструнной гитары. Вып. 4. Сост. Ларичев Е. [Нотный текст]. – М.: 2004. 48 2. Воспоминание: Произведения для шестиструнной гитары. Сост. Ларичев Е. [Нотный текст]. – М.: Музыка, 2004. 3. Детский альбом гитариста: альбом пьес и упражнений для начальных классов ДМШ. Тетрадь 1. Сост. Катанский А. В. [Нотный текст]. – М.: Катанский. – 2006. 4. Детский альбом гитариста: альбом пьес и упражнений для начальных классов ДМШ. Тетрадь 3. Сост. Катанский А. В. [Нотный текст]. – М.: Катанский. – 2006. 5. Калинин В. Юный гитарист. [Нотный текст]. – М.: Музыка, 2009. 6. Караван мелодий. Популярная музыка зарубежных композиторов в переложении для шестиструнной гитары. Сост. Левина Т. В. [Нотный текст]. – М.: Кифара, 2010. 7. Киселев О. Н. Первые шаги: альбом юного гитариста. [Нотный текст]. – Челябинск: MPI, 2006. 8. Киселев О. Н. Времена года: альбом юного гитариста [Нотный текст]. – Челябинск: MPI, 2006. 9. Ковалевский И. Классическая гитара в популярной музыке. Альбом 2. Музыка из кинофильмов, мюзиклов и опер. [Нотный текст]. – СПб.: Диада-СПб, 2003. 10. Ковалевский И. Классическая гитара в популярной музыке. Альбом 7. Дом восходящего солнца. [Нотный текст].– СПб.: Диада-СПб, 2000. 11. Козлов В. В. Кругосветное путешествие сеньориты Гитары: альбом юного гитариста. [Нотный текст]. – Челябинск: MPI, 2005. 12. Козлов В. В. Эхо бразильского карнавала: ансамбли для 2-х гитар.– Изд. 2-е, доп. и перераб. [Нотный текст]. – Челябинск: MPI, 2007. 13. Кошкин Н. Сюита «Шесть струн» для гитары. [Нотный текст]. – М.: Классика-XXI, 2005. 14. Кошкин Н. Сюита «Маскарад», пьесы для гитары. Тетрадь 1. –[Нотный текст]. М.: Классика-XXI, 2005. 49 15. Кошкин Н. Сюита «Маскарад», пьесы для гитары. Тетрадь 2. [Нотный текст]. – М.: Классика-XXI, 2005. 16. Легкие пьесы для шестиструнной гитары. Выпуск 2. Сост. Гарнишевская Г. [Нотный текст]. – СПб.: Композитор, 2003. 17. Любимые мелодии для шестиструнной гитары. Сост. Кроха О. [Нотный текст]. – М.: Музыка, 2005. 18. Нотное приложение к журналу «Классическая гитара». Вып. 1./ Сост. Миронов К. [Нотный текст]. – Красноярск, 2001. 19. Поплянова Е. М. Счастливые башмаки: ансамбли для двух гитар. Ред. Козлов В. [Нотный текст]. – Челябинск: MPI 2006. 20. Произведения для шестиструнной гитары. Ступеньки к мастерству. Вып. 2. [Нотный текст]. – М.: ВЛАДОС, 2005. 21. Семенов В. Ю. Во саду ли, в огороде: Альбом юного гитариста. [Нотный текст]. – Челябинск: MPI, 2003. – 12 с. 22. Старинная музыка. 1-5 классы ДМШ. Сост. Мельниченко В., Косарева Т. [Нотный текст]. – Омск: ГРАН-центр, 1999. 23. Суханов В. Ф. Гитара для всех. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. [Нотный текст]. – Р-н-Д.: Феникс, 2001. 24. Уроки мастерства. Хрестоматия гитариста. Младшие классы ДМШ. 1 тетрадь. [Нотный текст]. – М.: Классика-XXI, 2004. 25. Уроки мастерства. Хрестоматия гитариста. Младшие классы ДМШ. 2 тетрадь. [Нотный текст]. – М.: Классика-XXI, 2004. 26. Уроки мастерства. Хрестоматия гитариста. Средние классы ДМШ. 3 тетрадь. [Нотный текст]. – М.: Классика-XXI, 2004. 27. Хрестоматия гитариста. Вторая тетрадь. Сост. Фетисов Г. [Нотный текст]. – М.: Катанский, 2003. 28. Хрестоматия гитариста: Учебно-методическое пособие. 1-2 классы ДМШ. Сост. и общая редакция Ивановой-Крамской Н. [Нотный текст]. Феникс, 2006. 50 – Р-н-Д.: 29. Хрестоматия гитариста: Учебно-методическое пособие. 3-4 классы ДМШ. Сост. и общая редакция Ивановой-Крамской Н. [Нотный текст]. – Р-н-Д.: Феникс, 2007. 30. Хрестоматия гитариста. 1-7 классы ДМШ. Пьесы. Сост. Кроха О. [Нотный текст]. – М.: Музыка, 2004. 31. Хрестоматия гитариста. 1-7 классы ДМШ, младшие курсы муз.училищ. Этюды. Сост. Агабабов В. [Нотный текст]. – М.: Музыка, 2003.. 32. Хрестоматия гитариста. Подготовительные классы ДМШ. Сост. Гуркин В. [Нотный текст]. – Р-н-Д.: Феникс, 1999. 33. Хрестоматия гитариста. 3-4 классы ДМШ. Сост. Гуркин В. [Нотный текст]. – Р-н-Д.: Феникс, 2000. 34. Хрестоматия гитариста: сонаты и сонатины. Редактор-сост. Лихачев Ю. Г. [Нотный текст]. – Р-н-Д.: Феникс, 2009. 35. Хрестоматия для игры на шестиструнной гитаре (2 класс). Авт.-сост. Иванников П. В. [Нотный текст]. – М.: АСТ, 2008. 36. Хрестоматия для игры на шестиструнной гитаре (4 класс). Авт.-сост. Иванников П. В. [Нотный текст]. – М.: АСТ, 2008. 37. Хрестоматия для игры на шестиструнной гитаре. 5 класс. Авт.-сост. Иванников П. В. [Нотный текст]. – М.: АСТ, 2006. 38. Хрестоматия юного гитариста. 1-3 классы ДМШ. Сост. Зубченко О. [Нотный текст]. – Р-н-Д.: Феникс, 2005. 39. Хрестоматия юного гитариста. 2.-4 классы ДМШ. Сост. Зубченко О. [Нотный текст]. – Р-н-Д.: Феникс, 2006. 40. Хрестоматия юного гитариста. 3-5 классы ДМШ: учебно-методическое пособие. Сост. Зубченко О. [Нотный текст]. – Р-н-Д.: Феникс, 2006 41. Хрестоматия юного гитариста: репертуар для ансамблей шестиструнных гитар (дуэты, трио): учебно-методическое пособие. Сост. Зубченко О. [Нотный текст]. – Р-н-Д.: Феникс, 2007. 51 42. Шумидуб А. Л. Школа гитариста-исполнителя. [Нотный текст]. – М.: Шумидуб, 2006. 43. Юному гитаристу: Учебно-методическое пособие. [Нотный текст]. – М.: Катанский, 2007. 44. Юному гитаристу: Хрестоматия для начинающих. Сост. Пермяков И. [Нотный текст]. – СПб.: Композитор, 2007. 45. 100 этюдов для развития универсальной гитарной техники. 1-5 классы ДМШ. Сост. Мельниченко В., Косарева Т. [Нотный текст]. – Омск: ГРАНцентр, 1999. 52