МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИМКУССТВ №10 им. А.И. ХАЧАТУРЯНА» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» Предметная область ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО программа по учебному предмету ПО.01. УП.01. СПЕЦИАЛЬНОСТЬ (ВИОЛОНЧЕЛЬ) Прокопьевск 2020 1 ОДОБРЕНО: Педагогическим советом МАУ ДО «ДШИ №10 им. А.И. Хачатуряна» УТВЕРЖДАЮ: Директор МАУ ДО «ДШИ №10 им.А.И. Хачатуряна » _______________ А.Н. Мясоедов «28» августа 2020 г. «28» августа 2020 г Программа учебного предмета «Специальность (виолончель)» разработана на основе Федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Струнные инструменты». Организация-разработчик: Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств №10 им. А.И. Хачатуряна» Разработчик: Хананова Раиса Лутфрахмановна, преподаватель по классу виолончели Рецензенты: Котовская Дарья Владимировна, преподаватель высшей квалификационной категории отделения «Оркестровые струнные инструменты» ГПОУ «Новокузнецкий колледж искусств» Миронова Юлия Евгеньевна, методист МАУ ДО «Детская школа искусств №10 им А.И. Хачатуряна» 2 I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа учебного предмета «Специальность» по виду инструмента «виолончель», далее – «Специальность (виолончель)» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Струнные инструменты». Учебный предмет «Специальность (виолончель)» направлен на приобретение обучающимися знаний, умений и навыков игры на виолончели, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика. Выявление целенаправленно одаренных развивать детей их в раннем профессиональные возрасте и личные позволяет качества, необходимые для продолжения профессионального обучения. Кроме того, программа рассчитана на формирование у обучающихся навыков творческой деятельности, умения планировать свою домашнюю работу, навыков осуществления самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умения давать объективную оценку своему труду, навыков взаимодействия с преподавателями. Учебный предмет «Специальность (виолончель)» направлен на приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков: – знания музыкальной терминологии; – знания художественно-эстетических и технических особенностей, характерных для сольного исполнительства; – умения грамотно исполнять музыкальные произведения на виолончели; – умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей на виолончели; – умения самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального произведения на виолончели; – умения создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения на виолончели; 3 – навыков импровизации, чтения с листа несложных музыкальных произведений на виолончели; – навыков сольных публичных выступлений, а также в составе струнного ансамбля, камерного или симфонического оркестров. Данная программа отражает разнообразие репертуара, академическую направленность учебного предмета «Специальность (Виолончель)». Срок реализации учебного предмета «Специальность (виолончель)» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет. Для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, срок освоения может быть увеличен на один год. Объем учебного образовательного времени, учреждения предусмотренный на реализацию учебным учебного планом предмета «Специальность (виолончель)»: Таблица 1 Срок обучения Максимальная учебная нагрузка (в часах) 8 лет 9 лет 1777 2074 592 691 1185 1383 Количество часов на аудиторные занятия (в часах) Количество часов на самостоятельную работу Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная, рекомендуемая продолжительность урока – 45 минут. 4 Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его музыкальные возможности, способности, эмоционально-психологические особенности. Цели учебного предмета: обеспечить развития музыкально-творческих способностей учащегося на основе формирования у обучающихся комплекса исполнительских навыков, позволяющих воспринимать, осваивать и исполнять на виолончели произведения различных жанров и форм в соответствии с ФГТ; выявить наиболее исполнительства и одаренных подготовки детей их к в области дальнейшему образовательные учреждения, реализующие музыкального поступлению в образовательные программы среднего профессионального образования. Задачи учебного предмета: освоение музыкальной грамоты, необходимой для владения инструментом «виолончель» в пределах программы учебного предмета; развитие музыкальных способностей: слуха, памяти, ритма, эмоциональной сферы, музыкальности и артистизма; развитие интереса и любви к академической музыке и музыкальному творчеству. овладение основными исполнительскими навыками игры на виолончели: чистотой интонации, владением тембровыми красками, тонкостью динамических оттенков, разнообразием вибрации и точностью штрихов, позволяющими грамотно и выразительно исполнять музыкальное произведение соло, в ансамбле и в оркестре; развитие исполнительской техники как необходимого средства для реализации художественного замысла композитора; обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом и чтению с листа; приобретение детьми опыта творческой деятельности и публичных выступлений; 5 формирование у наиболее одаренных выпускников осознанной мотивации к продолжению профессионального обучения и подготовки их к вступительным экзаменам в образовательное учреждение, реализующее профессиональные образовательные программы. Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником. Программа содержит следующие разделы: сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета; распределение учебного материала по годам обучения; описание дидактических единиц учебного предмета; требования к уровню подготовки обучающихся; формы и методы контроля, система оценок; методическое обеспечение учебного процесса. В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета». В музыкальной педагогике применяется целый комплекс методов обучения. Индивидуальное обучение неразрывно связано с воспитанием ученика, с учетом его возрастных и психологических особенностей. Для достижения поставленных целей и реализации задач предмета используются следующие методы обучения: словесный (объяснение, беседа, рассказ); наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация исполнительских приемов); практический (работа на инструменте, упражнения воспроизводящие); аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления); эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления). Материально-техническая база школы соответствует санитарным и 6 противопожарным нормам, нормам охраны труда. Для реализации образовательной программы в школе созданы условия для обучения, все кабинеты по классу виолончели обеспечены необходимыми принадлежностями: Разноразмерные инструменты (виолончели). Подбор инструмента по размеру индивидуален для каждого учащегося. Размеры виолончелей соответствуют антропометрическим параметрам: Виолончель 1/8 – для детей 6 лет; Виолончель 1/4 – для детей 7-8 лет; Виолончель 1/2 – для детей 9-11 лет; Виолончель 3/4– для детей 12-14 лет; Виолончель 4/4 – для детей с 15 лет. Смычки размерами 1/4, 1/2, 3/4, 4/4. Подставки под ноги или разноуровневые стулья. Пюпитр (подставка для нот) для обеспечения максимально комфортных условий для чтения нотных текстов. Чехлы для хранения и удобной транспортировки инструмента. Классы так же оснащены настроенными фортепиано, наглядными пособиями, нотной и методической литературой. В школе есть два концертных зала, оснащенные одеждой сцены, световым и звуковым оборудованием. 7 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА II. 1. Сведения о затратах учебного времени Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Специальность (виолончель)», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия: Таблица 2 Срок обучения – 9 лет Класс 1 Продолжительность 32 учебных занятий в год (в неделях) Количество часов на 2 аудиторные занятия в неделю Общее количество часов на аудиторные занятия Количество часов на 3 внеаудиторные занятия в неделю Общее количество 96 часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия по годам обучения Общее количество часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия Общее максимальное 160 количество часов по годам обучения Общее максимальное количество часов на весь период обучения 2 33 3 33 4 33 5 33 6 33 7 33 8 33 9 33 2 2 2 2,5 2,5 2,5 2,5 3 691 3 4 4 5 5 6 6 6 99 132 132 165 165 198 198 198 1383 165 198 198 247,5 247,5 280,5 280,5 297 2074 8 Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению образовательного учреждения. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени. Резерв учебного времени можно использовать как перед промежуточной (экзаменационной) аттестацией, так и после ее окончания с целью обеспечения самостоятельной работой обучающихся на период летних каникул. Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным предметам определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программ начального и основного общего образования. Объем времени на самостоятельную работу может определяться с учетом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика. Учебный материал распределяется по годам обучения - классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, данный для освоения учебного материала. Виды внеаудиторной работы: выполнение домашнего задания; подготовка к контрольным урокам, зачетам и экзаменам; подготовка к концертным, конкурсным выступлениям; посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.); участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно- просветительской деятельности образовательного учреждения и др. 2. Годовые требования по классам Срок обучения – 9 лет Первый класс (2 часа в неделю) В течение года ученик должен освоить первоначальные навыки игры на виолончели: 9 Работа над постановкой рук, корпуса, организация рациональных игровых движений. Изучение нотной грамоты, изучение нот в басовом ключе, простейшие динамические, штриховые и аппликатурные обозначения. Изучение первой позиции в узком расположении пальцев, и далее – в широком. Развитие навыков ведения и распределения смычка, изучение простейших видов штрихов: деташе целым смычком и его частями, legato по 24 ноты на смычок, комбинированные штрихи, соединение струн. Качество звучания, интонация, ритм. Простейшие упражнения для укрепления правой и левой руки. Гаммы и трезвучия в 1-2 октавы. Исполнение народных и несложных пьес. Подготовка к чтению с листа. В конце первого полугодия возможно изучение IV позиции, выработка начальных навыков переходов (смены позиций). Выбор репертуара для классной работы, зачетов и экзаменов зависит от индивидуальных особенностей каждого конкретного ученика, его музыкальных данных, трудоспособности и методической целесообразности данной программы. За учебный год учащийся должен исполнить Таблица 3 1 полугодие 1. Технический зачет: 2 полугодие 1. Зачет: - гамма; 2 разнохарактерные пьесы - этюд. или крупная форма 2. Зачет: Этюд пьесы 2. Экзамен: и 2 разнохарактерные - гамма; - этюд; 10 - крупная форма. Примерный репертуарный список 1. Р. Сапожников. Школа игры на виолончели. М., 1987 2. Хрестоматия педагогического репертуара. Вып. 1. Часть 2. Этюды, гаммы и упражнения для I-II классов. Ред. и сост. Р. Сапожников. М.,1969 3. Хрестоматия педагогического репертуара. Вып. 1. Часть 1. Пьесы для I-II классов. Ред. и сост. Р. Сапожников. М.,1967 4. Нотная папка виолончелиста. Три тетради. Сост. и ред. Н.Н. Шаховская М., 2004 Примеры программы переводного экзамена (зачета) Вариант 1 Гаммы D-dur или G-dur (однооктавные), Т35, S46 Б. Ромберг Этюд C-dur Н. Бакланова Романс, А. Айвазян Песня и танец. Вариант 2 Гаммы B-dur или C-dur (двухоктавные), T35, S46 С. Ли Этюд Соль мажор №111 А. Варламов «Красный сарафан», Л. Бетховен «Контрданс» №1 И. Волчков Вариации на украинскую тему Вариант 3 Гаммы G-dur или A-dur (двухоктавные), Т35, VI6, S46 (по три legato) Ю. Дотцауэр Этюд «Тема с вариациями» Л. Бетховен «Контрданс» №2 11 Второй класс (2 часа в неделю) Дальнейшая работа над постановкой рук, свободой игровых движений, интонацией, звукоизвлечением и ритмом. Изучение гамм мажорного и минорного лада, ассиметричные штрихи, акценты, триоли, пунктирный ритм. Изучение IV, половинной и III позиции, работа над переходами при смене позиций. Игра legato до восьми нот на смычок, культура распределения смычка. Закрепление навыка широкого расположения пальцев первого и второго видов. Развитие навыка чтения нот с листа в присутствии педагога. Умение анализировать музыкальные и технические задачи. Подготовка к изучению крупной формы. За учебный год учащийся должен исполнить Таблица 4 1 полугодие 1.Технический зачет: 2 полугодие 1.Зачет: - гамма; 2 разнохарактерные пьесы или - этюд. крупная форма 2. Экзамен: 2.Зачет: Этюд и 2 разнохарактерные пьесы. - гамма или 2 пьесы; - этюд; - крупная форма. Примерный репертуарный список 1. Л. Мардеровский. Уроки игры на виолончели. М., 2005 2. К. Давыдов. Этюды для виолончели. М., 1959 3. Хрестоматия для виолончели 1,2 кл. Ред. и сост. И. Волчков М.,1977, 1985 12 Примеры программы переводного экзамена (зачета) Вариант 1 Гаммы D-dur или G-dur (двухоктавные), T35, VI6, S46 (по три legato) Л. Мардеровский Этюд G-dur Г. Гендель «Гавот с вариациями», Д. Кабалевский «Пионерское звено» Вариант 2 Гаммы F-dur или a-moll (двухоктавные), T35, VI6, S46 (по три legato) А. Комаровский Этюд «За работой» А. Вивальди Концерт C-dur (весь) Вариант 31 Гаммы B-dur или c-moll (двухоктавные), T35,VI6, S46 м.маж.7 (по три, четыре legato) М. Куммер Этюд C-dur №210 А. Вивальди Концерт a-moll (I часть) Третий класс (2 часа в неделю) Дальнейшая работа над развитием музыкальных, технических и исполнительских навыков. Качество звука, смена позиций, интонация и более сложный ритм. Знакомство с теноровым ключом. Комбинированные штрихи, знакомство с новыми штрихами мартле и стаккато. Упражнение на трель, изучение простейших двойных нот. Изучение II, V, VI позиции. Знакомство с вибрацией. Навыки самостоятельного разбора несложного материала, игра в ансамбле, настройка инструмента. За учебный год учащийся должен исполнить 13 Таблица 5 1 полугодие 2 полугодие 1.Технический зачет: 1.Зачет: - гамма; Пьесы или крупная форма - этюд. 2.Экзамен: - гамма; 2.Зачет: Крупная форма или 2 разнохарактерные пьесы. - этюд; - крупная форма. Примерный репертуарный список для третьего класса 1. С. Кальянов. Виолончельная техника. М., 1968 2. Р. Сапожников. Гаммы, Арпеджио, интервалы для виолончели (система упражнений). М., 1963 3. Ю. Доцауэр. Избранные этюды. Тетр.1 М.1947 4. Р. Сапожников. Избранные этюды для виолончели I-IV классы ДМШ. М.,1957 5. Хрестоматия для виолончели. Вып. 2.Часть 1. Пьесы для III-IV классов ДМШ. Сост. Р. Сапожников. М.,1967,1974 6. Н. Раков. 9 пьес. М.,1961 7. Хрестоматия для виолончели. III-Vкласс. Концерты. Сост. И. Волчков. М., 1988 Примеры программы переводного экзамена (зачета) Вариант 1 Гамма F-dur или a-moll (двухоктавные), T35, VI6, S46 в мажорном и минорном ладу, МБ7 (по три, четыре legato) А. Нельк Этюд №5 e-moll И. Иордан «Вариации» Вариант 2 Гамма B-dur или g-moll с закрытыми струнами (двухоктавные), T35, VI6, S46 в мажорном и минорном ладу, МБ7 (по три, четыре legato) С. Ли Этюд e-moll 14 А. Вивальди Концерт a-moll (II и III части) Вариант 3 Гамма C-dur (трехоктавная) или h-moll (двухоктавная), T35, VI6, S46 в мажорном и минорном ладу, МБ7 (по три, четыре legato) А. Нельк Этюд d-moll (триольный) Б. Ромберг Соната e-moll (II и III части) или Г .Гольтерман Концерт №4 (I часть) Четвертый класс (2 часа в неделю) Более высокие требования к качеству звука и выразительности исполнения. Работа над интонацией, вибрацией. Развитие пластики в смене позиций и смычка. Изучение высоких позиций (V, VI, VII), знакомство с позицией ставки. Развитие беглости и артикуляции левой руки. Знакомство с трёхоктавными гаммами и трезвучиями. Освоение двойных нот, натуральных флажолетов. Игра legato до двенадцати нот на смычок. За учебный год учащийся должен исполнить Таблица 6 1 полугодие 2 полугодие 1.Технический зачет: 1.Зачет: - гамма; Пьесы или крупная форма - этюд. 2.Экзамен: - гамма; 2.Зачет: Крупная форма или разнохарактерные пьесы. 2 - этюд; - крупная форма. Примерный репертуарный список 1. Этюды на разные виды техники. V класс. Киев, 1982 15 2. С. Ли. 12 мелодических этюдов соч. 113. М.,1940 3. Л. Мардеровский. 32 избранных этюда для виолончели. М.,1954 4. Хрестоматия для виолончели. Старинные и классические сонаты. Вып. 1. Сост. И. Волчков М., 1991 5. Б .Марчелло. Сонаты для виолончели и фортепиано. Сост. и ред. Р. Сапожников. М., 1983 6. Хрестоматия педагогического репертуара для виолончели. Пьесы для V класса ДМШ. Вып. 3. Часть 1. Сост. Р. Сапожников. М., 1967 Примеры программы переводного экзамена (зачета) Вариант 1 Гаммы C-dur или d-moll (трехоктавные), T35, VI6, S46 в мажорном и минорном ладу, МБ7 (по три, четыре legato) С. Ли Этюд №4 a-moll, С. Ли Этюд №2 G-dur Б. Марчелло Соната G-dur (I, II части), Ю. Кленгель Концертино C-dur (I часть) Вариант 2 Гаммы D-dur (трехоктавная с закрытыми струнами) или fis-moll (двухоктавная), T35, VI6, S46 в мажорном и минорном ладу, МБ7, Ум7 (по три, четыре legato) Ф. Куммер Этюд D-dur, Ю. Дотцауэр D-dur (на ставке) Б. Марчелло Соната F-dur (I, II части), Г. Гольтерман Концерт №4 (II, III части) Вариант 3 Гаммы Es-dur или fis-moll (трехоктавные), T35, VI6, S46 в мажорном и минорном ладу, МБ7, Ум7 (по шесть и восемь legato) Ф. Куммер Этюд C-dur, d-moll А. Вивальди Соната a-moll (I, II части), Ж. Бреваль Концерт D-dur Пятый класс (2,5 часа в неделю) Развитие самостоятельности учащегося, повышение требовательности к выразительности исполнения, усложнение ритмических задач, работа над беглостью и артикуляцией пальцев. 16 Изучение хроматической гаммы, двойные ноты в пределах четырех позиций. Представление о музыке разных стилей и эпох. Ансамблевое музицирование. Чтение с листа более сложных произведений. За учебный год учащийся должен исполнить Таблица 7 1 полугодие 2 полугодие 1.Технический зачет: 1.Зачет: - гамма; Пьесы или крупная форма - этюд. 2.Экзамен: - гамма; 2.Зачет: Крупная форма или 2 разнохарактерные пьесы. - этюд; - крупная форма. Примерный репертуарный список 1. Ю. Доцауэр. Избранные этюды. Тетр. 2. Краков,1962 2. Хрестоматия педагогического репертуара для виолончели. Этюды для V класса ДМШ. Вып. 3. Часть 2. Сост. Р. Сапожников. М., 1961 3. Педагогический репертуар. Избранные этюды для виолончели. Тетр. 1. Сост. А. Никитин, С. Ролдугин. Л., 1984 4. Пьесы для виолончели. СПб, 2003 5. Маленькому виртуозу. Пьесы. Вып. 2. Старшие классы. СПб, 2007 Примеры программы переводного экзамена (зачета) Вариант 1 Гаммы D-dur с закрытыми струнами или до минор (трехоктавные), T35, VI6, S46 в мажорном и минорном ладу, МБ7, Ум7 (по шесть и восемь legato) Ф. Грюцмахер Этюд C-dur (с купюрами), Ю. Дотцауэр Этюд G-dur Б. Ромберг Соната C-dur №5, А. Нельк Концертино D-dur 17 Вариант 2 Гаммы E-dur или f-moll (трехоктавные), T35, VI6, S46 в мажорном и минорном ладу, МБ7 с обращениями (от основной ноты), Ум7 (по шесть и восемь legato) Л. Мардеровский Этюд d-moll, И. Малкин Этюд g-moll П. Бони «Largo» и «Allegro», Г. Гендель Концерт h-moll (I часть) Вариант 3 Гаммы As-dur или cis-moll (трехоктавные), T35, VI6, S46 в мажорном и минорном ладу, МБ7 с обращениями (от основной ноты), Ум7 (по шесть и восемь legato) М. Берто Этюд G-dur, Ф. Грюцмахер D-dur (первый раздел) А. Вивальди Соната e-moll, И.К. Бах Концерт c-moll (II, III части) Шестой класс (2,5 часа в неделю) Изучение гамм в более сложных тональностях до шестнадцати нот легато, арпеджио - до девяти нот, двойные ноты (терции, сексты, октавы). Совершенствование штрихов деташе, легато, мартле, сотийе, стаккато. Развитие техники левой руки на виртуозно-романтических пьесах. Натуральные и искусственные флажолеты. Закрепление позиции ставки. Самостоятельная работа над посильным для ученика репертуаром. Анализ крупной формы. Возможное участие в школьном оркестре. За учебный год учащийся должен исполнить Таблица 8 1 полугодие 2 полугодие 1.Технический зачет: 1.Зачет: - гамма; Пьесы или крупная форма - этюд. 2.Экзамен: - гамма; 2.Зачет: Крупная форма или разнохарактерные пьесы. 2 - этюд; - крупная форма. 18 Примерный репертуарный список 1. Л. Мардеровский. Избранные этюды для старших классов. М.,1966 2. С. Кальянов. Избранные этюды. М.,1951 3. Ф. Грюцмахер. Избранные этюды для виолончели. Ред. Ласько. М., 1967 4. Русская виолончельная музыка. Вып. 6. Сост. В. Тонха М.,1982 5. Пьесы зарубежных композиторов. VI-VII классы. М., 1969 6. Хрестоматия для виолончели. VI-VII классы. Концерты. Сост. И. Волчков Примеры программы переводного экзамена (зачета) Вариант 1 Гаммы E-dur или f-moll (трехоктавные), T35, VI6, S46 в мажорном и минорном ладу МБ7 с обращениями (от основной ноты), Ум7 (по шесть и восемь legato) Л. Мардеровский Этюд d-moll, Ф. Куммер Этюд g-moll Б. Марчелло Соната e-moll (I, II части), Б. Ромберг Концертино (I, III части) Вариант 2 Гаммы As-dur (трехоктавная) или cis-moll (четырехоктавная), T35, VI6, S46 в мажорном и минорном ладу, МБ7 с обращениями (от основной ноты), Ум7 (по шесть и восемь legato). С. Ли Этюд a-moll (секстольный), Ж. Дюпор Этюд C-dur (хроматический) Д. Эрвелуа Сюита d-moll (I, II части), Й. Гайдн-Д. Поппер Концерт (II, III части) Вариант 3 Des-dur (четырехоктавная) или gis-moll (трехоктавная), T35, VI6, S46 в мажорном и минорном ладу, МБ7 с обращениями (от основной ноты), Ум7 (по шесть и восемь legato). Л. Мардеровский Этюд a-moll (хроматический), Ф. Грюцмахер Этюд D-dur (двойные ноты) А. Корелли Соната d-moll, Г. Гольтерман Концерт №3 (I часть) 19 Седьмой класс (2,5 часа в неделю) Гаммы в различных штриховых вариантах, развитие пальцевой беглости и штриховой техники, двойные ноты трех видов по две и четыре легато, одиннадцать видов арпеджио в подвижном темпе. Активное освоение виолончельного репертуара разностильной направленности. Крупная форма более сложной фактуры и содержания. Активное участие в концертах отдела и школы, как в сольном исполнительстве, так и в составе ансамблей и школьного оркестра. За учебный год учащийся должен исполнить Таблица 9 1 полугодие 2 полугодие 1.Технический зачет: 1.Зачет: - гамма; Пьесы или крупная форма - этюд. 2.Экзамен: - гамма; 2.Зачет: Крупная форма или разнохарактерные пьесы. 2 - этюд; - крупная форма. Примерный репертуарный список 1. С. Козалупов, С. Ширинский, Г. Козалупова, Л. Гинзбург. Избранные этюды для виолончели. М., 1968 2. Й. Гайдн-Д. Поппер Концерт До мажор. Ред. А. Власов. М., 1952 3. Пьесы русских композиторов. Сост. Р. Сапожников. М., 1961 4. Пьесы зарубежных композиторов XIX века. Сборники 1 и 2. Сост. Р. Сапожников. М., 1961, 1968 Примеры программы переводного экзамена (зачета) Вариант 1 Гаммы As-dur или cis-moll 20 А. Нельк Этюд №10 соч.32, Ю. Дотцауэр Этюд №69 a-moll Дж. Эккльс Соната g-moll, Й. Гайдн-Д. Поппер Концерт C-dur (I часть) Вариант 2 Des-dur или gis-moll О. Франком Этюд соч.7 №9, В. Фитценгаген Этюд соч.28 №6 А. Ариости Соната Es-dur, Д. Кабалевский Концерт №1 Вариант 3 Гаммы H-dur или es-moll Ф. Грюцмахер Этюд D-dur (на ставке), Ж. Дюпор Этюд g-moll А. Корелли Соната G-dur, Л. Боккерини Концерт B-dur Восьмой класс (2,5 часа в неделю) Учащиеся 8 класса могут играть на зачетах свободную программу; количество зачетов и сроки специально не определены (свободный режим). Главная задача этого класса - представить выпускную программу в максимально качественном виде. Закрепление ранее пройденных гамм с пятью и шестью знаками. Подготовка к выпускному экзамену. В выпускном классе учащийся может пройти одну или две программы. В некоторых случаях может повторить произведение, исполнявшееся ранее. В течение года ученик должен иметь возможность обыгрывать программу на классных вечерах и школьных концертах. Программа должна быть построена с учетом индивидуальных возможностей ученика и показать его с лучшей стороны. Требования к выпускной программе 1. Этюд 2. Барочная соната: 1-я и 2-я части или 3-я и 4-я части 21 3. Концерт: 1-я часть или 2-я и 3-я часть 4. Пьеса виртуозного характера Примерный репертуарный список 1. Избранные этюды для виолончели. Ред. Ю.Челкаускас. М., 1993 2. А. Пиатти 12 Каприсов. Ор. 25. М., 1959 3. Пьесы русских композиторов. Сост. Р. Сапожников. М., 1961 4. Пьесы зарубежных композиторов XIX века. Сборники 1 и 2. Сост. Р. Сапожников. М., 1961, 1968 Примеры программы экзамена Вариант 1 М. Букиник Этюд e-moll №6, Ж. Дюпор Этюд Ре мажор №8 А. Капорале Соната d-moll: I, II части или III, IV части Б. Ромберг Концерт №2, I часть Д. Поппер «Тарантелла» Вариант 2 Ф. Грюцмахер Этюд E-dur. Ор.38 №9, И. Буассо Этюд G-dur №30 Л. Боккерини Соната C-dur Г. Гольтерман Концерт №1, I часть Дж. Фрескобальди Токката Вариант 3 Д. Поппер Этюд c-moll. Ор.73 №11, А. Пиатти Каприс g-moll. Ор.25 №1 Ж. Бреваль Соната G-dur К. Давыдов Концерт №4, I часть Д. Поппер «Прялка» Учащиеся, продолжающие обучение в 9 классе, сдают выпускной экзамен в 9 классе. 22 Девятый класс (3 часа в неделю) В этом классе обучаются учащиеся, которые целенаправленно готовятся к поступлению в среднее профессиональное образовательное учреждение. Программу необходимо построить так, чтобы она дала возможность развить у учащегося все его технические и музыкальные потенциальные возможности, привести исполнительские и инструментальные навыки к предпрофессиональному уровню, необходимому для дальнейшего обучения в музыкальном колледже. Примеры программы экзамена Вариант 1 Д. Поппер этюд C-dur. Ор.73 №8, Д. Поппер Этюд F-dur. Ор.73 №34 К. Давыдов Концерт №1, I часть Д. Поппер «Венгерская рапсодия» Вариант 2 Д. Поппер Этюд F-dur. Ор.73 №23, Д. Поппер Этюд Es-dur. Ор.73 №9 Э. Лало Концерт d-moll. I часть К. Вебер Adagio и Rondo Вариант 3 Ф. Серве Этюд D-dur. Ор.11 №2, А. Пиатти Каприс d-moll. Ор.25 №9 К. Сен-Санс Концерт a-moll Д. Поппер «Танец эльфов» 23 III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Содержание программы направлено на обеспечение художественноэстетического развития личности и приобретения ею художественно- исполнительских знаний, умений и навыков, таких, как: знания основного виолончельного репертуара; знания различных исполнительских интерпретаций музыкальных произведений; умения исполнять музыкальные произведения соло и в ансамбле на достаточном художественном уровне в соответствии со стилевыми особенностями. Реализация программы обеспечивает: формирование у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству; развитие музыкальной памяти, мелодического, ладогармонического, тембрового слуха; формирование комплекса исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющих достижения использовать многообразные возможности виолончели для наиболее самостоятельно убедительной накапливать интерпретации репертуар из авторского музыкальных текста, произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм; знание в соответствии с программными требованиями виолончельного репертуара, включающего произведения разных стилей и жанров (сюиты, сонаты, концерты, пьесы, этюды, инструментальные миниатюры); знание художественно-исполнительских возможностей виолончели; знание профессиональной терминологии; наличие умения чтения нот с листа несложного текста; навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения; навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению 24 различными видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов; наличие творческой инициативы, сформированных представлений о способах разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями; наличие элементарных навыков репетиционно-концертной работы в качестве солиста. 25 IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК 1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание Оценка (виолончель)» качества реализации включает в себя учебного предмета текущий контроль «Специальность успеваемости, промежуточную и итоговую аттестации обучающихся. Успеваемость учащихся проверяется на различных выступлениях: академических зачетах, контрольных уроках, экзаменах, концертах, конкурсах, прослушиваниях к ним и т.д. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов и экзаменов. Контрольные уроки, зачеты, экзамены могут проходить в виде технических зачетов, академических концертов, исполнения концертных программ. Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий. Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов, представляющих собой концертное исполнение программы. По итогам этого экзамена выставляется оценка " отлично", " хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно". Учащиеся на выпускном экзамене по специальности "Виолончель" должны продемонстрировать достаточный технический уровень владения виолончелью для создания художественного образа и стиля исполняемых произведений разных жанров и форм зарубежных и отечественных композиторов. 2. Критерии оценок 5 («отлично») Таблица 10 технически совершенное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем 26 требованиям на данном этапе обучения 4 («хорошо») оценка отражает грамотное исполнение, с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном смысле) 3 («удовлетворительно») исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая малохудожественная игра, подготовка, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д. 2 («неудовлетворительно») комплекс недостатков, являющийся следствием отсутствия домашних занятий, а также плохой посещаемости аудиторных занятий «зачет» (без отметки) отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения. Согласно ФГТ данная система оценки качества исполнения является основной. В связи со сложившимися традициями школы и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно и точно оценить выступление учащегося. При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее: оценка годовой работы ученика; оценка на академическом концерте или экзамене; другие выступления ученика в течение учебного года. Оценки выставляются по окончании каждой четверти и полугодий учебного года. 27 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА V. Основная форма учебной и воспитательной работы - урок в классе по специальности, обычно включающий в себя проверку выполненного задания, совместную работу педагога и ученика над музыкальным произведением, рекомендации педагога относительно способов самостоятельной работы обучающегося. Урок может иметь различную форму, которая определяется не только конкретными задачами, стоящими перед учеником, но также во многом обусловлена его индивидуальностью и характером, а также сложившимися в процессе занятий отношениями ученика и педагога. Работа в классе, как правило, сочетает словесное объяснение с показом на инструменте музыкального текста. Важнейшей предпосылкой для успешного развития ученика является воспитание у него свободной и естественной постановки, развития целесообразных игровых движений. Постоянное внимание следует уделять точной интонации и качеству звукоизвлечения. Необходимо также овладевать позициями и их соединениями, основами штриховой техники и разнообразной вибрацией. Педагог должен научить учащегося навыкам использования грамотной, осмысленной аппликатуры, наиболее полно раскрывающей художественное содержание произведения. Большое значение для музыкального развития учащихся имеет работа с концертмейстером. обогащает Совместное исполнение музыкальное представление учащихся, помогает лучше понять и усвоить содержание произведения, укрепляет и совершенствует интонацию и ритмическую организацию учащихся, заставляет добиваться согласованного ансамблевого звучания. С первых уроков полезно ученику рассказывать об истории инструмента, о композиторах и выдающихся исполнителях, ярко и выразительно исполнять на инструменте для ученика музыкальные произведения. 28 В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения должен быть построен от простого к сложному, а также учитывать индивидуальные особенности ученика: интеллектуальные, физические, музыкальные и эмоциональные данные, уровень его подготовки. Развитию техники в узком смысле слова (беглости, четкости, ровности и т.д.) способствует систематическая работа над упражнениями, гаммами и этюдами. Важнейшими средствами музыкальной выразительности являются: качество звука, интонация, ритмический рисунок, динамика, фразировка. Работа над данными элементами музыкального языка лежит в основе учебного процесса. Систематическое развитие навыков чтения с листа входит в обязанность преподавателя. Ученик должен глубоко и тщательно изучать авторский текст, стремясь раскрыть содержание и характер произведения. Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее развитие музыкально-исполнительских данных ученика зависят непосредственно от того, насколько тщательно спланирована работа в целом, продуман выбор репертуара. В начале каждого полугодия преподаватель составляет для учащегося индивидуальный план, который утверждается заведующим отделом. В конце учебного года преподаватель представляет отчет о его выполнении с приложением краткой характеристики работы обучающегося. При составлении индивидуального плана следует учитывать индивидуально-личностные особенности и степень подготовки обучающегося. В репертуар необходимо включать произведения, доступные по степени технической и образной сложности, высокохудожественные по содержанию, разнообразные по стилю, жанру, форме и фактуре. Индивидуальные планы вновь поступивших 29 обучающихся должны быть составлены к концу сентября после детального ознакомления с особенностями, возможностями и уровнем подготовки ученика. Самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими. Периодичность занятий - каждый день. Примерный объем времени, отводимого на самостоятельную работу - от 2 до 6 часов. Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программы основного общего образования; важными являются сложившиеся педагогические традиции в школе и методическая целесообразность. Ученик должен быть физически здоров. Занятия при повышенной температуре опасны для здоровья и нецелесообразны, так как результат занятий всегда будет отрицательным. Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по специальности. Ученик должен уйти с урока с ясным представлением над чем ему работать дома. Задачи должны быть кратко и ясно сформулированы в дневнике. В первую очередь следует прорабатывать самые сложные музыкальные эпизоды, используя различные технические приемы. Хорошо зная умственные и физические возможности ученика, педагог может предположить, сколько времени займет работа над тем или иным произведением. Время, которое затратит ученик на проработку гамм, упражнений и этюдов, также определяется индивидуально. Домашние занятия должны быть эффективными: занимать минимальное количество времени и давать максимальный результат. 30 VI. СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ НОТНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Список рекомендуемой нотной литературы 1.Упражнения и этюды 1. Бакланова Н. Мелодические упражнения в соединении позиций [Нотный текст]. – М., 1955 2. Гендлин Е. Виолончельная техника. [Нотный текст]. – М.:RUTENS, 1994 3. Грюцмахер Ф. 24 этюда соч. 38. Тетрадь 1. [Нотный текст]. – М.-Л., 1941 4. Грюцмахер Ф. Избранные этюды для виолончели. Ред. Ласько. [Нотный текст]. – М., 1967 5. Давыдов К. Виолончельные этюды для начинающих. Ред. Гинзбург. [Нотный текст]. –Л.: «Тритон», 1935 6. Давыдов К. Школа игры на виолончели. [Нотный текст]. – М: МУЗГИЗ, 1958 7. Доцауэр Ю. Избранные этюды. Тетр.1. [Нотный текст]. – М.,1947 8. Доцауэр Ю. Избранные этюды. Тетр.2. [Нотный текст]. – Краков,1962 9. Ли С.Школа игры на виолончели. [Нотный текст]. – М.-Л., 1940 10. Кальянов С. Виолончельная техника. [Нотный текст]. – М.: «Музыка».,1968 11. Кальянов С. Избранные этюды. [Нотный текст]. – М.,1951 12. Куммер Ф.10 мелодических этюдов соч. 57 [Нотный текст]. – М.: RUTENS, 1995 13. Козалупов С., Ширинский С., Козалупова Г., Гинзбург Л. Избранные этюды для виолончели. [Нотный текст]. – «М.: Музыка», 1968 14. Ли С. 40 легких этюдов соч. 70. [Нотный текст]. – Краков, 1965 15. Ли С.12 мелодических этюдов соч. 113. [Нотный текст]. – М.,1940 16. Мардеровский Л. Уроки игры на виолончели. [Нотный текст]. – М.,1962,1986 17. Мардеровский Л. 32 избранных этюда для виолончели. [Нотный текст]. – М.,1954 18. Мардеровский Л. Избранные этюды для старших классов. [Нотный текст]. – М.: «Музыка»,1966 19. Мерк И. Упражнения для виолончели. Соч 11. [Нотный текст]. – М., 1927 31 20. Пиатти А. 12 каприсов. Ор. 25. [Нотный текст]. – М.: МУЗГИЗ, 1937 21. Сапожников Р. Гаммы, арпеджио, интервалы для виолончели (система упражнений). [Нотный текст]. – М., 1963 22. Сапожников Р. Избранные этюды. Старшие классы. Вып. 2. [Нотный текст]. – М., 1955 23. Сапожников. Р. Избранные этюды для виолончели. I-IV классы ДМШ. [Нотный текст]. – М.,1957 24. Сапожников Р. Школа игры на виолончели [Нотный текст]. – М., 1965 25. Франком О. 12 этюдов для виолончели соч. 35. [Нотный текст]. – М., 1938 26. Избранные этюды для виолончели. Ред. Челкаускас Ю. [Нотный текст]. – М.: «Россия», 1993 27. Нотная папка виолончелиста. Сост. Шаховская Н. [Нотный текст]. – М.: «Дека-ВС», 2004 28. Педагогический репертуар ДМШ. Избранные этюды. Сост. и ред. Волчков И. [Нотный текст]. – М., 1987 29. Педагогический репертуар. Избранные этюды для виолончели. Тетр. 1. Сост. Никитин А., Ролдугин С. [Нотный текст]. – Л.,1984 30. Хрестоматия педагогического репертуара для виолончели. Этюды для V класса ДМШ. Вып. 3. Часть 2. Сост. Сапожников Р. [Нотный текст]. – М., 1961 31. Этюды на разные виды техники. V класс. [Нотный текст]. – Киев, 1982 32. Этюды для виолончели. Старшие классы ДМШ. Сост. Г.Бострем. [Нотный текст]. – М.: «Музыка», 2004 33.Ямпольский М. Виолончельная техника. [Нотный текст]. – М.-Л., 1939 2.Сборники концертов, сонат и пьес 1. Бах И.С. Сюиты для виолончели соло. Ред. Гендлина Е. [Нотный текст]. – М.: «Рутенштейн»,1993 2. Гольтерман Г. Пьесы для виолончели и фортепиано. V-VI классы ДМШ. [Нотный текст]. – СПб.: «Композитор», 2005 3. Маленькому виртуозу. Пьесы. Вып. 2. Старшие классы. [Нотный текст]. – СПб.: «Композитор», 2007 32 4. Марчелло А. Сонаты для виолончели и фортепиано. Сост. и ред. Сапожников Р. [Нотный текст]. – М.: «Музыка» , 1983 5. Моцарт В. Пьесы. [Нотный текст]. – М.: «Музыка», 1982 6. Нотная папка виолончелиста. Сост. Шаховская Н. [Нотный текст]. – М.: «ДекаВС», 2004 7. Пастораль-альбом популярных пьес. [Нотный текст]. – М.: «Музыка», 2007 8. Пьесы для виолончели. [Нотный текст]. –СПб.: «Композитор», 2003 9. Пьесы русских композиторов. Сост. Сапожников Р. [Нотный текст]. – М.: МУЗГИЗ, 1961 10. Пьесы зарубежных композиторов. VI-VII классы. [Нотный текст]. – М.: «Музыка», 1969 11. Пьесы зарубежных композиторов XIX века. Сборники 1 и 2. Сост. Сапожников Р. [Нотный текст]. –М.: МУЗГИЗ, 1961, 1968 12. Раков Н. 9 пьес. [Нотный текст]. – М.,1961 13. Русская виолончельная музыка. Вып. 4, 6, 8. Сост. Тонха B. [Нотный текст]. – М.: «Музыка», 1980, 1982, 1985 14. Сборник пьес русских и советских композиторов для виолончели и фортепиано. [Нотный текст]. – М.: МУЗГИЗ, 1950 15. Хрестоматия для виолончели. Вып. 2. Часть 1. Пьесы для III-IV классов ДМШ. Сост. Сапожников Р. [Нотный текст]. – М.: «Музыка», 1967, 1974 16. Хрестоматия для виолончели. III-V класс. Концерты. Сост. Волчков И. [Нотный текст]. – М.:«Музыка»,1988 17. Хрестоматия педагогического репертуара для виолончели. Пьесы для V класса ДМШ. Вып. 3. Часть 1. Сост. Сапожников Р. [Нотный текст]. – М.:«Музыка», 1967 18. Хрестоматия для виолончели. VI-VII классы. Концерты. Сост. Волчков И. [Нотный текст]. – М.: «Музыка»,1989 19. Хрестоматия для виолончели. Старинные и классические сонаты. Вып.1. Сост. Волчков И. [Нотный текст]. – М.: «Музыка»., 1991 33 20. Чайковский П. Пьесы. Сост. Челкаускас Ю. [Нотный текст]. – М.: «Музыка», 2000 3. Список рекомендуемой методической литературы 1. Беркман Т.Л., Грищенко К.С Музыкальное образование учителя. [Tекст]. – М., 1956 2. Бирина В.М. Особенности начального обучения игре на виолончели (дошкольная группа). [Tекст]. – М., 1988 3. Вопросы методики начального музыкального образования. Ред. Руденко B., [Tекст]. – Натансон. 1981 4. Вопросы музыкальной педагогики. Выпуск второй. Ред. Руденко В. [Tекст]. – М., 1980 5. Вопросы музыкальной педагогики. Выпуск седьмой. Сборник статей. Сост. и ред. Руденко В. [Tекст]. – М., 1986 6. Вопросы музыкальной педагогики. Смычковые инструменты. Сборник статей. Сост. и ред. Берлянчик М., Юрьев А. [Tекст]. – Новосибирск, 1973 7. Вопрос совершенствования преподавания игры на оркестровых инструментах. Учебное пособие по курсу методики. [Tекст]. – M.,1978 8. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? Изд. третье. [Tекст]. – М., 1989 9. Методические записки по вопросам музыкального образования, Сборник статей. Вып. третий. Сост. и ред. Лагутин А. [Tекст]. – М., 1991 10. Надолинская Т.В. На уроках музыки. [Tекст]. – М., 2005 11. Нестьев И.В. Учитесь слушать музыку. Изд. третье. [Tекст]. – М., 1987 12. Сапожников Р. Обучение начинающего виолончелиста. [Tекст]. – M., 1978 13. Сапожников Р. Основы методики обучения игре на виолончели. [Tекст]. – M.,1967 14. Сапожников Р. Первоначальное обучение виолончелиста. [Tекст]. – M.,1962 34 15. Степанов. Основные принципы применения смычковых штрихов. [Tекст]. – M.,1971 16. Струве Б. Вибрация как исполнительский навык игры на смычковых инструментах. [Tекст]. – М.-Л.,1933 17. Струве Б. Пути начального развития юных скрипачей и виолончелистов: этюд из области музыкальной педагогики. [Tекст]. – М., 1952 18. Шульпяков О. О психофизическом единстве исполнительского искусства. // Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 12. [Tекст]. – Л., 1973 19. Шульпяков О. Техническое развитие музыкантов-исполнителей. [Tекст]. – Л., 1973 35