МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ№10 имени А.И. ХАЧАТУРЯНА» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ФОРТЕПИАНО» Предметная область ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО программа по учебному предмету ПО.01. УП.02. АНСАМБЛЬ Прокопьевск 2020 3 ОДОБРЕНО: УТВЕРЖДАЮ: Педагогическим советом Директор МАУ ДО «ДШИ №10 им. МАУ ДО «ДШИ №10 им. А.И. А.И. Хачатуряна » Хачатуряна» _______________ А.Н. Мясоедов «28» августа 2020 г. «28» августа 2020 г. Программа учебного предмета «Ансамбль» разработана на основе Федеральных государственных требований общеобразовательной к программе дополнительной в области предпрофессиональной музыкального искусства «Фортепиано». Организация-разработчик: Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств №10 им. А.И. Хачатуряна» Разработчик: Фурманова Наталья Георгиевна, преподаватель по классу фортепиано Старченко Наталья Геннадьевна, преподаватель по классу фортепиано Рецензенты: Ревякина Елена Ивановна, преподаватель отделения «Фортепиано» ГОУСПО «Прокопьевский колледж искусств». Миронова Юлия Евгеньевна, методист МАУ ДО «Детская школа искусств №10 им. А.И. Хачатуряна». 2 I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа учебного предмета «Ансамбль» разработана на основе и с учетом федеральных государственных предпрофессиональной требований общеобразовательной к программе дополнительной в области музыкального искусства «Фортепиано». Представленная программа предполагает знакомство с предметом и освоение навыков игры в фортепианном ансамбле с 4 по 7 класс (с учетом первоначального опыта, полученного в классе по специальности с 1 по 3 класс), а также включает программные требования дополнительного года обучения (9 класс) для поступающих в профессиональные образовательные учреждения. Фортепианный ансамбль использует и развивает базовые навыки, полученные на занятиях в классе по специальности. За время обучения ансамблю у учащегося формируется комплекс умений и навыков, необходимых для совместного музицирования. Знакомство учеников с ансамблевым репертуаром происходит на базе следующего репертуара: дуэты, различные переложения для 4-ручного и 2рояльного исполнения, произведения различных форм, стилей и жанров отечественных и зарубежных композиторов. Программа по фортепианному ансамблю опирается на академический репертуар, знакомит учащихся с разными музыкальными стилями: барокко, венской классикой, романтизмом, импрессионизмом, русской музыкой 19 и 20 века. Работа в классе ансамбля направлена на выработку у партнеров единого творческого решения, умения уступать и прислушиваться друг к другу, совместными усилиями создавать трактовки музыкальных произведений на высоком художественном уровне. Срок реализации данной программы составляет четыре года (с 4 по 7 класс). Для учреждения, учащихся, реализующие планирующих основные поступление в образовательные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, срок освоения может быть увеличен на 1 год (9 класс). 3 1. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию предмета «Ансамбль»: Таблица 1 4-7 классы Срок обучения/количество часов Максимальная нагрузка Количество 9 класс часов Количество часов (общее на 4 года) (в год) 330 часов 132 часа Количество часов на аудиторную 132 часа 66 часов нагрузку Количество часов на 198 часов 66 часов внеаудиторную (самостоятельную) работу Недельная аудиторная нагрузка 1 час 2 часа Самостоятельная работа (часов в 1,5 часа 1,5 часа неделю) Консультации (для учащихся 5-7 6 часов классов) 2 часа (по 2 часа в год) Форма проведения учебных аудиторных занятий: мелкогрупповая (два ученика), рекомендуемая продолжительность урока - 45 минут. По учебному предмету «Ансамбль» к занятиям могут привлекаться как обучающиеся по данной образовательной программе, так и по другим образовательным программам в области музыкального искусства. Кроме того, реализация данного учебного предмета может проходить в форме совместного исполнения музыкальных произведений обучающегося с преподавателем. Цель учебного предмета: развить музыкально-творческие способности учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков ансамблевого исполнительства. 4 Задачи учебного предмета: решение коммуникативных задач (совместное творчество обучающихся разного возраста, влияющее на их творческое развитие, умение общаться в процессе совместного музицирования, оценивать игру друг друга); стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления, воображения и творческой активности при игре в ансамбле; формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков, необходимых для ансамблевого музицирования; развитие чувства ансамбля (чувства партнерства при игре в ансамбле), артистизма и музыкальности; обучение навыкам самостоятельной работы, а также навыкам чтения с листа в ансамбле; приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений в сфере ансамблевого музицирования; расширение музыкального кругозора учащегося путем ознакомления с ансамблевым репертуаром, а также с выдающимися исполнениями и исполнителями камерной музыки. формирование у наиболее одаренных выпускников профессионального исполнительского комплекса пианиста-солиста камерного ансамбля. Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником. Программа содержит следующие разделы: - сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета; - распределение учебного материала по годам обучения; - описание дидактических единиц учебного предмета; - требования к уровню подготовки обучающихся; - формы и методы контроля, система оценок; - методическое обеспечение учебного процесса. В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета». 5 Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения: - словесный (объяснение, разбор, анализ и сравнение музыкального материала обеих партий); - наглядный (показ, демонстрация отдельных частей и всего произведения); - практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующая организация целого); - прослушивание записей выдающихся исполнителей и посещение концертов для повышения общего уровня развития обучающегося; - индивидуальный подход к каждому ученику с учетом возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки. Предложенные методы работы с фортепианным ансамблем в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях ансамблевого исполнительства на фортепиано. Материально-техническая база ДМШ №10 соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Учебные аудитории для занятий по учебному предмету «Ансамбль» имеют площадь не менее 12 кв.м., звукоизоляцию и наличие, двух инструментов для работы над ансамблями для 2-х фортепиано. В школе быть созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов. 6 I. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «АНСАМБЛЬ» 1. Сведения о затратах учебного времени Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Ансамбль», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия: Таблица 2 Срок обучения – 9 лет Распределение по годам обучения Класс 1 2 3 4 5 6 7 Продолжительность - - - 33 33 33 33 - 33 на - - - 1 1 1 1 - 2 - - - - 2 2 2 - 2 8 9 учебных занятий (в неделях) Количество часов аудиторные занятия (в неделю) Консультации (часов в год) Объем времени на самостоятельную работу определяется с учетом сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности. Виды внеаудиторной работы: - выполнение домашнего задания; - подготовка к концертным выступлениям; - посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.); - участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др. 7 Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала. 2. Годовые требования по годам обучения В ансамблевой игре так же, как и в сольном исполнительстве, необходимо сформировать определенные музыкально-технические знания, умения владения инструментом, навыки совместной игры, такие, как: сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного творчества - ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла; знание ансамблевого репертуара (музыкальных произведений, созданных для фортепианного дуэта, переложений симфонических, циклических (сонаты, сюиты), ансамблевых, органных и других произведений, а также камерно-инструментального репертуара) отечественных и зарубежных композиторов; знание основных направлений камерно-ансамблевой музыки различных эпох; навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства, обусловленных художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения. Данная программа отражает разнообразие репертуара, его академическую направленность и индивидуальный подход к каждому ученику. Содержание учебного предмета направлено на обеспечение художественно-эстетического развития личности и приобретения ею художественно-исполнительских знаний, умений и навыков. 4 класс (1 год обучения) На первом этапе формируется навык слушания партнера, а также восприятия всей музыкальной ткани в целом. В основе репертуара – несложные 8 произведения, доступные для успешной реализации начального этапа обучения. Партнеры подбираются по близкому уровню подготовки. За год ученики должны пройти 2-3 ансамбля. В конце учебного года обучающиеся сдают зачет из 1-2 произведений. Зачетом может считаться выступление на классном вечере, концерте или академическом вечере. Примерный рекомендуемый репертуарный список: Агафонников Н. Русский танец из цикла «Пестрые картинки» Балакирев М. «На Волге», «Хороводная» Бетховен Л. «Контрданс». Соч.6, Соната Ре мажор в 4 руки Бизе Ж. «Хор мальчиков» из оперы «Кармен» Бородин А. Полька в 4 руки Брамс И. Ор.39 Два вальса для 2-х фортепиано (авторская редакция) Вебер К. Ор. 3 №1 Сонатина До мажор в 4 руки Вебер К. Ор.60 Пьесы №№ 1, 24 для фортепиано в 4 руки Вебер К. Вальс из оперы «Волшебный стрелок» Гаврилин В. «Часики» из цикла «Зарисовки» Гайдн Й. «Учитель и ученик» Глинка М. Полька, «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила» Глиэр Р. Ор.61 №20 «Рожь колышется» для 2- х фортепиано в 4 руки Гречанинов А. «Весенним утром», пьеса соч.99 № 2 Диабелли A. Сонатина Фа мажор в 4 руки Зив М. «Предчувствие» Иршаи Е. «Слон- бостон» Куперен Ф. «Кукушка» Мак-Доуэлл Э. «К дикой розе» Моцарт В. Сонаты для ф-но в 4 руки До мажор и Си бемоль мажор Моцарт В. «Весенняя песня» Прокофьев С. Гавот из «Классической симфонии» для 2-х фортепиано в 8 рук Прокофьев С. «Петя и волк» (для фортепиано в 4 руки, перелож. В.Блока) 9 Равель М. «Моя матушка-гусыня», 5 детских пьес в 4 руки Рахманинов С. «Итальянская полька» (1 авторская редакция) в 4 руки Р.-Корсаков Н. Колыбельная из оперы «Сказка о царе Салтане» Свиридов Г. «Романс» Стравинский И. «Анданте» Чайковский П. «Колыбельная в бурю» Чайковский П. Вальс из балета «Спящая красавица» Чайковский П. «Уж ты, поле мое, поле чистое» Чемберджи Н. «Снегурочка» из балета «Сон Дремович» в 4 руки Хачатурян А. «Танец девушек» Шостакович Д. «Контрданс», «Вальс», «Шарманка», «Галоп» из сюиты к к/ф «Овод» (переложение для 2- х фортепиано Богомолова) Фрид Г. Чешская полька Фа мажор Шитте Л. Чардаш Ля мажор Шуберт Ф. Ор.61 Два полонеза в 4 руки, ор.51 Три военных марша в 4 руки Шуман Р. Ор.85 № 4 «Игра в прятки», №6 «Печаль№ в 4 руки из цикла «Для маленьких и больших детей" 5 класс (2 год обучения) Продолжение работы над навыками ансамблевого музицирования: умением слушать мелодическую линию, выразительно ее фразировать; умением грамотно и чутко аккомпанировать партнеру; совместно работать над динамикой произведения; анализировать содержание и стиль музыкального произведения. В течение учебного года следует пройти 3-4 ансамбля (с разной степенью готовности). В конце года - зачет из 1-2 произведений. Публичное выступление учащихся может приравниваться к зачету. Примерный рекомендуемый репертуарный список: Аренский А. «Полонез» Бизе Ж. «Деревянные лошадки» из цикла «Детские игры» 10 Вивальди А. Концерт ре минор для скрипки, струнных и чембало, 2 часть (переложение Дубровина А.) Гаврилин В. «Перезвоны» Глазунов А. «Романеска» Глиэр Р. «Грустный вальс» Григ Э. Ор.35 № 2 «Норвежский танец» Григ Э. «Танец Анитры» из сюиты «Пер Гюнт» Григ Э. Ор.65 №6 «Свадебный день в Трольхаугене» в 4 руки Гурлит К. Сонатина №2, Фа мажор, 1- я часть Корелли А. Соната № 2 для двух скрипок и фортепиано (переложение Дубровина А.) Мусоргский М. «Гопак» из оперы «Сорочинская ярмарка» Прокофьев С. Сцены и танцы из балета «Ромео и Джульетта» (облегченное переложение в 4 руки Автомьян А.; ред. Натансона В.) Раков Н. «Радостный порыв» Рахманинов С. Ор.11 № 3 «Русская песня» в 4 руки, № 5 «Романс» в 4 руки Рубин В. Вальс из оперы «Три толстяка» (переложение для 2-х фортепиано В.Пороцкого) Хачатурян К. Галоп из балета «Чиполлино» Чайковский П. «Танец Феи Драже» из балета «Щелкунчик» Шостакович Д. Ор .87 №15 Прелюдия Ре-бемоль мажор (обр. для 2 фортепиано в 4 руки), «Тарантелла» в 4 руки Шуберт Ф. «Героический марш» Штраус И. Полька «Трик- трак» Щедрин Р. «Царь Горох» 6 класс (3 год обучения) Продолжение работы над навыками ансамблевой игры. Усложнение репертуара. Работа над звуковым балансом - правильным распределением звука между партиями и руками. Воспитание внимания к точному прочитыванию авторского текста. Продолжение развития музыкального мышления ученика. 11 В течение учебного года следует пройти 2-4 произведения (разного жанра, стиля и характера). В конце 2-го полугодия - зачет со свободной программой. Примерный рекомендуемый репертуарный список: Брамс И. «Венгерские танцы» для фортепиано в 4 руки Вебер К. Ор.60 № 8 Рондо для фортепиано в 4 руки Гайдн Й. «Учитель и ученик» - вариации для фортепиано в 4 руки Глиэр Р. «Фениксы» из балета «Красный мак» для 2- х фортепиано в 4 руки Григ Э. Сюита «Пер Гюнт» в 4 руки (по выбору) Дунаевский И. Полька из к/ф «Кубанские казаки» Казенин В. «Наталья Николаевна» из сюиты «А.С.Пушкин. Страницы жизни» Коровицын В. «Куклы сеньора Карабаса» Новиков А. «Дороги» Прокофьев С. Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам» в 4 руки Прокофьев С. «Монтекки и Капулетти» из балета «Ромео и иллюстраций к Джульетта» Равель М. «Моя матушка гусыня» (по выбору) Свиридов Г. «Военный марш» из музыкальных повести А. Пушкина «Метель» Слонимский С. «Деревенский вальс» Рахманинов С. Вальс в 6 рук для одного фортепиано Хачатурян А. Вальс из музыки к драме М. Лермонтова « Маскарад» в 4 руки Щедрин Р. Кадриль из оперы «Не только любовь»(обработка В.Пороцкого для 2- х фортепиано в 4 руки) 7 класс (4 год обучения) Продолжение работы над навыками ансамблевой игры, усложнение задач. Применение навыков, полученных на уроках учебного предмета «Специальность и чтение с листа»; развитие музыкального мышления и средств выразительности; работа над агогикой и педализацией; воспитание артистизма и чувства ансамбля в условиях концертного выступления. 12 За год необходимо пройти 2-4 произведения. В конце учебного года проходит зачет, на котором исполняется 1-2 произведения. Примерный рекомендуемый репертуарный список: Вебер К. «Приглашение к танцу» Глинка М. «Вальс-фантазия» Глиэр Р. Концерт для голоса с оркестром, 1-я часть Дебюсси К. «Маленькая сюита», «Марш», «Шесть античных эпиграфов» Дворжак А. «Славянские танцы» для фортепиано в 4 руки Казелла А. «Маленький марш» из цикла «Марионетки», «Полька-галоп» Коровицын В. «Мелодия дождей» Лист Ф. «Обручение» (обработка для 2-х фортепиано А. Глазунова) Мийо Д. «Скарамуш» (пьесы по выбору) Маевский Ю. «Прекрасная Лапландия» Мошковский М. Испанский танец №2, op. 12 Мусоргский М. «Колокольные звоны» из оперы «Борис Годунов» Парцхаладзе М. Вальс Примак В. Скерцо- шутка До мажор Прокофьев С. Танец Феи из балета «Золушка» (обр. Кондратьева) Прокофьев С. Вальс из балета «Золушка» Рахманинов С. Ор.11 «Слава» из цикла «6 пьес для фортепиано в 4 руки» Римский-Корсаков Н. «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» (переложение П.Ламма для фортепиано в 4 руки, ред. А.Руббаха) Хачатурян А. «Танец девушек», «Колыбельная», «Вальс», из балета « Гаянэ» Хачатурян К. «Погоня» из балета «Чиполлино» Чайковский П. Скерцо из цикла «Воспоминание о Гапсале» Шостакович Д.Концертино для 2- х фортепиано в 4 руки 9 класс (дополнительный год обучения) В конце первого полугодия учащиеся сдают зачет по ансамблю. 13 В девятом классе продолжается совершенствование ансамблевых навыков и накопление камерного репертуара. Примерный рекомендуемый репертуарный список Аренский А. Ор.34, №1 «Сказка» Аренский А. Ор. 15 Вальс и Романс из сюиты для 2-х фортепиано Вивальди А.- Бах И. С. Концерт для органа ля минор, обр. М. Готлиба Вебер К. Ор.60 №6 «Тема с вариациями» для фортепиано в 4 руки Гершвин Дж. «Песня Порги» из оперы «Порги и Бесс» Григ Э. «Пер Гюнт», сюита №1, ор. 46 Дворжак А. «Легенда» Дворжак А. Ор.46 , Славянские танцы для фортепиано в 4 руки Дебюсси К. «Шесть античных эпиграфов» для фортепиано в 4 руки Мийо Д. «Скарамуш» для фортепиано в 4 руки Моцарт В. Сонатина в 4 руки Моцарт В. – Бузони Ф.Фантазия фа минор для 2-х фортепиано в 4 руки Прокофьев С. Два танца из балета «Сказ о каменном цветке» (обработка для 2-х фортепиано в 4 руки А. Готлиба) Рахманинов С. Сюиты №№1, 2 для 2-х фортепиано (по выбору) Хачатурян А. «Танец с саблями" из балета» «Гаянэ» для 2- х фортепиано в 8 рук Чайковский П. Арабский танец, Китайский танец, Трепак «Щелкунчик»; из балета Вальс из «Серенады для струнного оркестра»; Вальс из балета «Спящая красавица» (переложение для фортепиано в 4 руки А.Зилоти); Романс, ор.6 №6; Баркарола, ор.37 №6; Вальс из сюиты ор.55 №3; Полька, ор.39 №14 Шуберт Ф. Симфония си минор для 2-х фортепиано в 8 рук; фортепианные концерты Камерные ансамбли (дуэты, трио, квартеты) в разных инструментальных составах. 14 III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Уровень программы подготовки учебного обучающихся предмета является «Ансамбль», результатом который освоения предполагает формирование следующих знаний, умений, навыков, таких как: наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству, совместному музицированию в ансамбле с партнерами; сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности фортепиано и других инструментов для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать ансамблевый репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм; знание ансамблевого репертуара (4-ручный, 2-рояльный); знание художественно-исполнительских возможностей фортепиано; знание других инструментов (если ансамбль состоит из разных инструментов - струнных, духовых, народных), их особенностей и возможностей; знание профессиональной терминологии; наличие умений по чтению с листа музыкальных произведений в 4 руки; навыки по воспитанию совместного для партнеров чувства ритма; навыки по воспитанию слухового контроля при ансамблевом музицировании; навыки использования фортепианной педали в 4-ручном сочинении; наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями; наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве ансамблиста. 15 IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК 1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание Оценка качества реализации учебного предмета «Ансамбль» включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающегося в конце каждого учебного года с 4 по 7 класс. В 9 классе промежуточная аттестация проходит в конце 1 полугодия. В качестве средств текущего контроля успеваемости могут использоваться академические зачеты, прослушивания, концерты и классные вечера. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Форму и время проведения промежуточной аттестации по предмету «Ансамбль» образовательное Формой аттестации может учреждение быть устанавливает контрольный урок, самостоятельно. зачёт, а также - прослушивание, выступление в концерте или участие в каких-либо других творческих мероприятиях. По завершении изучения предмета «Ансамбль» проводится промежуточная аттестация в конце 7 класса, выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании образовательного учреждения. 2. Критерии оценок Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки. Критерии оценки качества исполнения По итогам исполнения программы на зачете выставляется оценка по пятибалльной шкале: Таблица 3 Оценка Критерии оценивания выступления 5 («отлично») технически осмысленное качественное исполнение, и художественно отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения 16 4 («хорошо») оценка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном смысле) 3 («удовлетворительно») исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д. 2 («неудовлетворительно») комплекс серьезных недостатков, невыученный текст, отсутствие домашней работы, а также плохая посещаемость аудиторных занятий «зачет» (без отметки) отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. В связи со сложившимися традициями школы и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно и точно оценить выступление учащегося. 17 V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА 1.Методические рекомендации педагогическим работникам Одна из главных задач преподавателя по предмету «Ансамбль» - подбор учеников-партнеров. Они должны обладать схожим уровнем подготовки в классе специальности. В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности и наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения строится с учетом принципа: от простого к сложному, опирается на индивидуальные особенности ученика - интеллектуальные, физические, музыкальные и эмоциональные данные, уровень его подготовки. Необходимым условием для успешного обучения по предмету «Ансамбль» (фортепиано в 4 руки) является формирование правильной посадки за инструментом обоих партнеров, распределение педали между партнерами (как правило, педаль берет ученик, исполняющий 2 партию). Необходимо привлекать внимание учащихся к прослушиванию лучших примеров исполнения камерной музыки. Предметом постоянного внимания преподавателя должна являться работа над синхронностью в исполнении партнеров, работа над звуковым балансом их партий, одинаковой фразировкой, агогикой, штрихами, интонациями, умением вместе начать фразу и вместе закончить ее. Необходимо совместно с учениками анализировать форму произведения, чтобы отметить крупные и мелкие разделы, которые прорабатываются учениками отдельно. Форма произведения является также важной составляющей частью общего представления о произведении, его смыслового и художественного образа. Техническая сторона исполнения у партнеров должна быть на одном уровне. Отставание одного из них будет очень сильно влиять на общее художественное впечатление от игры. В этом случае требуется более серьезная индивидуальная работа. 18 Важной задачей преподавателя в классе ансамбля должно быть обучение учеников фрагменты, самостоятельной уточнять работе: штрихи, умению фразировку отрабатывать и динамику проблемные произведения. Самостоятельная работа должна быть регулярной и продуктивной. Сначала ученик работает индивидуально над своей партией, затем с партнером. Важным условием успешной игры становятся совместные регулярные репетиции с преподавателем и без него. В начале каждого полугодия преподаватель составляет индивидуальный план для учащихся. При составлении индивидуального плана следует учитывать индивидуально-личностные особенности и степень подготовки учеников. В репертуар необходимо включать произведения, доступные по степени технической и образной сложности, высокохудожественные по содержанию, разнообразные по стилю, жанрам, форме и фактуре. Партнеров следует менять местами в ансамбле, чередовать исполнение 1 и 2 партии между разными учащимися. Основное место в репертуаре должна занимать академическая музыка как отечественных, так и зарубежных композиторов. Помимо ансамблей для фортепиано в 4 руки (с которых удобнее всего начинать), следует познакомить учеников с ансамблями для двух фортепиано в 4 руки (есть ансамбли в 8 рук). 2. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся С учетом того, что образовательная программа «Фортепиано» содержит одновременно три предмета, связанные с исполнительством на фортепиано «Специальность и чтение с листа», «Ансамбль» и «Концертмейстерский класс» учащийся должен разумно распределять время своих домашних занятий. Учащийся должен тщательно выучить свою индивидуальную партию, обращая внимание не только на нотный текст, но и на все авторские указания, после чего следует переходить к репетициям с партнером по ансамблю. После каждого урока с преподавателем ансамбль необходимо вновь репетировать, чтобы исправить указанные преподавателем недостатки в игре. Желательно 19 самостоятельно ознакомиться с партией другого участника ансамбля. Важно, чтобы партнеры по фортепианному ансамблю обсуждали друг с другом свои творческие намерения, согласовывая их друг с другом. Следует отмечать в нотах ключевые моменты, важные для достижения наибольшей синхронности звучания, а также звукового баланса между исполнителями. Работать над точностью педализации, над общими штрихами и динамикой (там, где это предусмотрено). 20 VI. СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ НОТНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1.Список рекомендуемой нотной литературы 1. Альбом фортепианных ансамблей для ДМШ. Сост. Ю. Доля. [Нотный текст] – М., Феникс, 2005 2. Ансамбли. Средние классы. Вып.6 [Нотный текст] – М., Советский композитор, 1973 3. Ансамбли. Средние классы. Вып.13 [Нотный текст] – М., Советский композитор, 1990 4. Ансамбли. Старшие классы. Вып.6 [Нотный текст] – М., Советский композитор, 1982 5. Альбом нетрудных переложений для фортепиано в 4 руки. Вып.1, 2 [Нотный текст] – М., Музыка, 2009 6. Бизе Ж. Детские игры. Сюита для фортепиано в 4 руки [Нотный текст] – М., Музыка, 2011 7. Барсукова С. Вместе весело шагать [Нотный текст] – М., Феникс, 2012 8. Гудова Е. Хрестоматия по фортепианному ансамблю. Выпуск 3. [Нотный текст] – Классика- XXI 9. 21 век. Современные мелодии и ритмы. Фортепиано в 4 руки, 2 фортепиано. Учебное пособие. Сост. Мамон Г. [Нотный текст] – СПб., Композитор, 2012 10. За клавиатурой вдвоем. Альбом пьес для фортепиано в 4 руки. Сост. А. Бахчиев, Е. Сорокина [Нотный текст] –М., Музыка, 2008 11. Золотая библиотека педагогического репертуара. Нотная папка пианиста. Ансамбли. Старшие классы. [Нотный текст] – М., Дека, 2002 12. Играем с удовольствием. Сборник фортепианных ансамблей в 4 руки [Нотный текст] – СПб., Композитор, 2005 13. Играем вместе. Альбом легких переложений в 4 руки [Нотный текст] –М., Музыка, 2001 14. Концертные обработки для фортепиано в 4 руки [Нотный текст] – М., Музыка, 2010 21 15. Рахманинов С. Два танца из оперы «Алеко». Концертная обработка для двух фортепиано М. Готлиба [Нотный текст] – М., Музыка, 2007 16. Репертуар московских фортепианных дуэтов. Сборник. Сост. Л. Осипова. [Нотный текст] – М., Композитор, 2011 17. Сен-Санс К. Карнавал животных. Большая зоологическая фантазия. Переложение для двух фортепиано [Нотный текст] –М., Музыка, 2006 18. Смирнова Н. Ансамбли для фортепиано в четыре руки [Нотный текст] – М., Феникс, 2006 19. Учитель и ученик. Хрестоматия фортепианного ансамбля. сост. Лепина Е. [Нотный текст] – СПб., Композитор, 2012 20.Хрестоматия для фортепиано в 4 руки. Младшие классы ДМШ. Сост. Н.Бабасян. [Нотный текст] – М., Музыка, 2011 21. Хрестоматия для фортепиано в 4 руки. Средние классы ДМШ. Сост. Н. Бабасян. [Нотный текст] – М., Музыка, 2011 22. Хрестоматия фортепианного ансамбля. [Нотный текст] – М., Музыка, 1994 23. Хрестоматия фортепианного ансамбля. Вып. 1, [Нотный текст] – СПб., Композитор, 2006 24. Хрестоматия фортепианного ансамбля. Старшие классы. Детская музыкальная школа. Вып.1. [Нотный текст] – СПб, Композитор, 2006 25. Чайковский П. Времена года. Переложение для фортепиано в 4 руки. [Нотный текст] – М., Музыка, 2011 26. Чайковский П. Детский альбом в 4 руки [Нотный текст] – Феникс, 2012 27. Школа фортепианного ансамбля. Сонатины, рондо и вариации. Младшие и средние классы ДМШ. Сост. Ж. Пересветова [Нотный текст] – СПб., Композитор, 2012 2.Список рекомендуемой методической литературы 1. Благой Д. Камерный ансамбль и различные формы коллективного музицирования / Камерный ансамбль, вып.2, [Текст] – М.,1996 2. Благой Д. Искусство камерного ансамбля и музыкально-педагогический процесс. [Текст] – М.,1979 22 3. Готлиб А.Заметки о фортепианном ансамбле /Музыкальное исполнительство. Выпуск 8. [Текст] – М.,1973 4. Готлиб А. Основы ансамблевой техники. [Текст] – М.,1971 5. Готлиб А. Фактура и тембр в ансамблевом произведении. /Музыкальное искусство. Выпуск 1. [Текст] – М.,1976 6. Лукьянова Н. Фортепианный ансамбль: композиция, исполнительство, педагогика // Фортепиано. [Текст] – М.,ЭПТА, 2001: № 4 7. Сорокина Е. Фортепианный дуэт. [Текст] – М.,1988 8. Ступель А. В мире камерной музыки. Изд.2-е, [Текст] – Музыка,1970 9. Тайманов И. Фортепианный дуэт: современная жизнь жанра/ ежеквартальный журнал "Пиано форум" № 2, 2011, ред. Задерацкий В. [Текст] 23