МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ№10 имени А.И. ХАЧАТУРЯНА»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ФОРТЕПИАНО»
Предметная область ПО.01.
МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
программа по учебному предмету
ПО.01. УП.02.
АНСАМБЛЬ
Прокопьевск
2020
3
ОДОБРЕНО:
УТВЕРЖДАЮ:
Педагогическим советом
Директор МАУ ДО «ДШИ №10 им.
МАУ ДО «ДШИ №10 им. А.И.
А.И. Хачатуряна »
Хачатуряна»
_______________ А.Н. Мясоедов
«28» августа 2020 г.
«28» августа 2020 г.
Программа учебного предмета «Ансамбль» разработана на основе Федеральных
государственных
требований
общеобразовательной
к
программе
дополнительной
в
области
предпрофессиональной
музыкального
искусства
«Фортепиано».
Организация-разработчик:
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования детей
«Детская школа искусств №10 им. А.И. Хачатуряна»
Разработчик:
Фурманова Наталья Георгиевна, преподаватель по классу фортепиано
Старченко Наталья Геннадьевна, преподаватель по классу фортепиано
Рецензенты:
Ревякина Елена Ивановна, преподаватель отделения «Фортепиано» ГОУСПО
«Прокопьевский колледж искусств».
Миронова Юлия Евгеньевна, методист МАУ ДО «Детская школа искусств №10
им. А.И. Хачатуряна».
2
I.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного предмета «Ансамбль» разработана на основе и с
учетом
федеральных
государственных
предпрофессиональной
требований
общеобразовательной
к
программе
дополнительной
в
области
музыкального искусства «Фортепиано».
Представленная программа предполагает знакомство с предметом и
освоение навыков игры в фортепианном ансамбле с 4 по 7 класс (с учетом
первоначального опыта, полученного в классе по специальности с 1 по 3 класс),
а также включает программные требования дополнительного года обучения (9
класс) для поступающих в профессиональные образовательные учреждения.
Фортепианный ансамбль использует и развивает базовые навыки,
полученные на занятиях в классе по специальности.
За время обучения ансамблю у учащегося формируется комплекс умений и
навыков, необходимых для совместного музицирования.
Знакомство учеников с ансамблевым репертуаром происходит на базе
следующего репертуара: дуэты, различные переложения для 4-ручного и 2рояльного исполнения, произведения различных форм, стилей и жанров
отечественных и зарубежных композиторов.
Программа по фортепианному ансамблю опирается на академический
репертуар, знакомит учащихся с разными музыкальными стилями: барокко,
венской классикой, романтизмом, импрессионизмом, русской музыкой 19 и 20
века.
Работа в классе ансамбля направлена на выработку у партнеров единого
творческого решения, умения уступать и прислушиваться друг к другу,
совместными усилиями создавать трактовки музыкальных произведений на
высоком художественном уровне.
Срок реализации данной программы составляет четыре года (с 4 по 7
класс).
Для
учреждения,
учащихся,
реализующие
планирующих
основные
поступление
в
образовательные
профессиональные
образовательные
программы в области музыкального искусства, срок освоения может быть
увеличен на 1 год (9 класс).
3
1.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения на реализацию предмета «Ансамбль»:
Таблица 1
4-7 классы
Срок обучения/количество часов
Максимальная нагрузка
Количество
9 класс
часов Количество часов
(общее на 4 года)
(в год)
330 часов
132 часа
Количество часов на аудиторную 132 часа
66 часов
нагрузку
Количество
часов
на 198 часов
66 часов
внеаудиторную
(самостоятельную) работу
Недельная аудиторная нагрузка
1 час
2 часа
Самостоятельная работа (часов в 1,5 часа
1,5 часа
неделю)
Консультации (для учащихся 5-7 6 часов
классов)
2 часа
(по 2 часа в год)
Форма проведения учебных аудиторных занятий: мелкогрупповая (два
ученика), рекомендуемая продолжительность урока - 45 минут.
По учебному предмету «Ансамбль» к занятиям могут привлекаться как
обучающиеся по данной образовательной программе, так и по другим
образовательным программам в области музыкального искусства. Кроме того,
реализация данного учебного предмета может проходить в форме совместного
исполнения музыкальных произведений обучающегося с преподавателем.
Цель учебного предмета:
развить музыкально-творческие способности учащегося на основе
приобретенных
им
знаний,
умений
и
навыков
ансамблевого
исполнительства.
4
Задачи учебного предмета:
решение коммуникативных задач (совместное творчество обучающихся
разного возраста, влияющее на их творческое развитие, умение общаться в
процессе совместного музицирования, оценивать игру друг друга);
стимулирование
развития
эмоциональности,
памяти,
мышления,
воображения и творческой активности при игре в ансамбле;
формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков,
необходимых для ансамблевого музицирования;
развитие чувства ансамбля (чувства партнерства при игре в ансамбле),
артистизма и музыкальности;
обучение навыкам самостоятельной работы, а также навыкам чтения с
листа в ансамбле;
приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных
выступлений в сфере ансамблевого музицирования;
расширение музыкального кругозора учащегося путем ознакомления с
ансамблевым репертуаром, а также с выдающимися исполнениями и
исполнителями камерной музыки.
формирование у наиболее одаренных выпускников профессионального
исполнительского комплекса пианиста-солиста камерного ансамбля.
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все
аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на
освоение учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы «Содержание учебного предмета».
5
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
-
словесный (объяснение, разбор, анализ и сравнение музыкального
материала обеих партий);
-
наглядный
(показ,
демонстрация
отдельных
частей
и
всего
произведения);
-
практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление
целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и
последующая организация целого);
-
прослушивание записей выдающихся исполнителей и посещение
концертов для повышения общего уровня развития обучающегося;
-
индивидуальный подход к каждому ученику с учетом возрастных
особенностей, работоспособности и уровня подготовки.
Предложенные методы работы с фортепианным ансамблем в рамках
предпрофессиональной
образовательной
программы
являются
наиболее
продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета
и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях ансамблевого
исполнительства на фортепиано.
Материально-техническая база ДМШ №10 соответствует санитарным и
противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Учебные аудитории для занятий по учебному предмету «Ансамбль» имеют
площадь не менее 12 кв.м., звукоизоляцию и наличие, двух инструментов для
работы над ансамблями для 2-х фортепиано.
В школе быть созданы условия для содержания, своевременного
обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.
6
I.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «АНСАМБЛЬ»
1. Сведения о затратах учебного времени
Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета «Ансамбль», на максимальную, самостоятельную нагрузку
обучающихся и аудиторные занятия:
Таблица 2
Срок обучения – 9 лет
Распределение по годам обучения
Класс
1
2
3
4
5
6
7
Продолжительность
-
-
-
33
33
33
33
-
33
на -
-
-
1
1
1
1
-
2
-
-
-
-
2
2
2
-
2
8
9
учебных занятий
(в неделях)
Количество
часов
аудиторные занятия
(в неделю)
Консультации
(часов в год)
Объем времени на самостоятельную работу определяется с учетом
сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности.
Виды внеаудиторной работы:
- выполнение домашнего задания;
- подготовка к концертным выступлениям;
- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных
залов и др.);
- участие
обучающихся
в
концертах,
творческих
мероприятиях
и
культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.
7
Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый
класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для
освоения учебного материала.
2. Годовые требования по годам обучения
В ансамблевой игре так же, как и в сольном исполнительстве,
необходимо сформировать
определенные
музыкально-технические знания,
умения владения инструментом, навыки совместной игры, такие, как:
сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного
творчества - ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в
ансамблевой
игре
единство
исполнительских
намерений
и
реализацию
исполнительского замысла;
знание
ансамблевого
репертуара
(музыкальных
произведений,
созданных для фортепианного дуэта, переложений симфонических, циклических
(сонаты, сюиты), ансамблевых, органных и других произведений, а также
камерно-инструментального
репертуара)
отечественных
и
зарубежных
композиторов;
знание основных направлений камерно-ансамблевой музыки различных
эпох;
навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого
исполнительства,
обусловленных
художественным
содержанием
и
особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения.
Данная программа отражает разнообразие репертуара, его академическую
направленность и индивидуальный подход к каждому ученику. Содержание
учебного предмета направлено на обеспечение художественно-эстетического
развития личности и приобретения ею художественно-исполнительских знаний,
умений и навыков.
4 класс (1 год обучения)
На первом этапе формируется навык слушания партнера, а также
восприятия всей музыкальной ткани в целом. В основе репертуара – несложные
8
произведения, доступные для успешной реализации начального этапа обучения.
Партнеры подбираются по близкому уровню подготовки.
За год ученики должны пройти 2-3 ансамбля. В конце учебного года
обучающиеся сдают зачет из 1-2 произведений. Зачетом может считаться
выступление на классном вечере, концерте или академическом вечере.
Примерный рекомендуемый репертуарный список:
Агафонников Н. Русский танец из цикла «Пестрые картинки»
Балакирев М. «На Волге», «Хороводная»
Бетховен Л. «Контрданс». Соч.6, Соната Ре мажор в 4 руки
Бизе Ж. «Хор мальчиков» из оперы «Кармен»
Бородин А. Полька в 4 руки
Брамс И. Ор.39 Два вальса для 2-х фортепиано (авторская редакция)
Вебер К. Ор. 3 №1 Сонатина До мажор в 4 руки
Вебер К. Ор.60 Пьесы №№ 1, 24 для фортепиано в 4 руки
Вебер К. Вальс из оперы «Волшебный стрелок»
Гаврилин В. «Часики» из цикла «Зарисовки»
Гайдн Й. «Учитель и ученик»
Глинка
М.
Полька,
«Марш
Черномора»
из
оперы
«Руслан
и
Людмила»
Глиэр Р. Ор.61 №20 «Рожь колышется» для 2- х фортепиано в 4 руки
Гречанинов А. «Весенним утром», пьеса соч.99 № 2
Диабелли A. Сонатина Фа мажор в 4 руки
Зив М. «Предчувствие»
Иршаи Е. «Слон- бостон»
Куперен Ф. «Кукушка»
Мак-Доуэлл Э. «К дикой розе»
Моцарт В. Сонаты для ф-но в 4 руки До мажор и Си бемоль мажор
Моцарт В. «Весенняя песня»
Прокофьев С. Гавот из «Классической симфонии» для 2-х фортепиано в 8 рук
Прокофьев С. «Петя и волк» (для фортепиано в 4 руки, перелож. В.Блока)
9
Равель М. «Моя матушка-гусыня», 5 детских пьес в 4 руки
Рахманинов С. «Итальянская полька» (1 авторская редакция) в 4 руки
Р.-Корсаков Н. Колыбельная из оперы «Сказка о царе Салтане»
Свиридов Г. «Романс»
Стравинский И. «Анданте»
Чайковский П. «Колыбельная в бурю»
Чайковский П. Вальс из балета «Спящая красавица»
Чайковский П. «Уж ты, поле мое, поле чистое»
Чемберджи Н. «Снегурочка» из балета «Сон Дремович» в 4 руки
Хачатурян А. «Танец девушек»
Шостакович Д. «Контрданс», «Вальс», «Шарманка», «Галоп» из сюиты к
к/ф «Овод» (переложение для 2- х фортепиано Богомолова)
Фрид Г. Чешская полька Фа мажор
Шитте Л. Чардаш Ля мажор
Шуберт Ф. Ор.61 Два полонеза в 4 руки, ор.51 Три военных марша
в 4 руки
Шуман Р.
Ор.85 № 4 «Игра в прятки»,
№6 «Печаль№ в 4 руки из
цикла «Для маленьких и больших детей"
5 класс (2 год обучения)
Продолжение работы над навыками ансамблевого музицирования:
умением слушать мелодическую линию, выразительно ее фразировать;
умением грамотно и чутко аккомпанировать партнеру;
совместно работать над динамикой произведения;
анализировать содержание и стиль музыкального произведения.
В течение учебного года следует пройти 3-4 ансамбля (с разной степенью
готовности). В конце года - зачет из 1-2 произведений. Публичное выступление
учащихся может приравниваться к зачету.
Примерный рекомендуемый репертуарный список:
Аренский А. «Полонез»
Бизе Ж. «Деревянные лошадки» из цикла «Детские игры»
10
Вивальди А. Концерт ре минор для скрипки, струнных и чембало, 2 часть
(переложение Дубровина А.)
Гаврилин В. «Перезвоны»
Глазунов А. «Романеска»
Глиэр Р. «Грустный вальс»
Григ Э. Ор.35 № 2 «Норвежский танец»
Григ Э. «Танец Анитры» из сюиты «Пер Гюнт»
Григ Э. Ор.65 №6 «Свадебный день в Трольхаугене» в 4 руки
Гурлит К. Сонатина №2, Фа мажор, 1- я часть
Корелли А. Соната № 2 для двух скрипок и фортепиано (переложение
Дубровина А.)
Мусоргский М. «Гопак» из оперы «Сорочинская ярмарка»
Прокофьев С. Сцены и танцы из балета «Ромео и Джульетта» (облегченное
переложение в 4 руки Автомьян А.; ред. Натансона В.)
Раков Н. «Радостный порыв»
Рахманинов С. Ор.11 № 3 «Русская песня» в 4 руки, № 5 «Романс» в 4 руки
Рубин В. Вальс из оперы «Три толстяка» (переложение для 2-х фортепиано
В.Пороцкого)
Хачатурян К. Галоп из балета «Чиполлино»
Чайковский П. «Танец Феи Драже» из балета «Щелкунчик»
Шостакович Д. Ор .87
№15 Прелюдия Ре-бемоль мажор (обр. для 2
фортепиано в 4 руки), «Тарантелла» в 4 руки
Шуберт Ф. «Героический марш»
Штраус И. Полька «Трик- трак»
Щедрин Р. «Царь Горох»
6 класс (3 год обучения)
Продолжение работы над навыками ансамблевой игры. Усложнение
репертуара. Работа над звуковым балансом - правильным распределением звука
между партиями и руками. Воспитание внимания к точному прочитыванию
авторского текста. Продолжение развития музыкального мышления ученика.
11
В течение учебного года следует пройти 2-4 произведения (разного жанра,
стиля и характера). В конце 2-го полугодия - зачет со свободной программой.
Примерный рекомендуемый репертуарный список:
Брамс И. «Венгерские танцы» для фортепиано в 4 руки
Вебер К. Ор.60 № 8 Рондо для фортепиано в 4 руки
Гайдн Й. «Учитель и ученик» - вариации для фортепиано в 4 руки
Глиэр Р. «Фениксы» из балета «Красный мак» для 2- х фортепиано в 4
руки
Григ Э. Сюита «Пер Гюнт» в 4 руки (по выбору)
Дунаевский И. Полька из к/ф «Кубанские казаки»
Казенин В. «Наталья Николаевна» из сюиты «А.С.Пушкин. Страницы жизни»
Коровицын В. «Куклы сеньора Карабаса»
Новиков А. «Дороги»
Прокофьев С. Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам» в 4 руки
Прокофьев
С.
«Монтекки
и
Капулетти»
из
балета
«Ромео
и
иллюстраций
к
Джульетта»
Равель М. «Моя матушка гусыня» (по выбору)
Свиридов
Г.
«Военный
марш»
из
музыкальных
повести А. Пушкина «Метель»
Слонимский С. «Деревенский вальс»
Рахманинов С. Вальс в 6 рук для одного фортепиано
Хачатурян А. Вальс из музыки к драме М. Лермонтова « Маскарад» в 4 руки
Щедрин Р. Кадриль из оперы «Не только любовь»(обработка В.Пороцкого для
2- х фортепиано в 4 руки)
7 класс (4 год обучения)
Продолжение работы над навыками ансамблевой игры, усложнение задач.
Применение навыков, полученных на уроках учебного предмета «Специальность
и
чтение
с
листа»;
развитие
музыкального
мышления
и
средств
выразительности; работа над агогикой и педализацией; воспитание артистизма и
чувства ансамбля в условиях концертного выступления.
12
За год необходимо пройти 2-4 произведения. В конце учебного года
проходит зачет, на котором исполняется 1-2 произведения.
Примерный рекомендуемый репертуарный список:
Вебер К. «Приглашение к танцу»
Глинка М. «Вальс-фантазия»
Глиэр Р. Концерт для голоса с оркестром, 1-я часть
Дебюсси К. «Маленькая сюита», «Марш», «Шесть античных эпиграфов»
Дворжак А. «Славянские танцы» для фортепиано в 4 руки
Казелла А. «Маленький марш» из цикла «Марионетки», «Полька-галоп»
Коровицын В. «Мелодия дождей»
Лист Ф. «Обручение» (обработка для 2-х фортепиано А. Глазунова)
Мийо Д. «Скарамуш» (пьесы по выбору)
Маевский Ю. «Прекрасная Лапландия»
Мошковский М. Испанский танец №2, op. 12
Мусоргский М. «Колокольные звоны» из оперы «Борис Годунов»
Парцхаладзе М. Вальс
Примак В. Скерцо- шутка До мажор
Прокофьев С. Танец Феи из балета «Золушка» (обр. Кондратьева)
Прокофьев С. Вальс из балета «Золушка»
Рахманинов С. Ор.11 «Слава» из цикла «6 пьес для фортепиано в 4 руки»
Римский-Корсаков Н.
«Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане»
(переложение П.Ламма для фортепиано в 4 руки, ред. А.Руббаха)
Хачатурян А. «Танец девушек», «Колыбельная», «Вальс», из балета « Гаянэ»
Хачатурян К. «Погоня» из балета «Чиполлино»
Чайковский П. Скерцо из цикла «Воспоминание о Гапсале»
Шостакович Д.Концертино для 2- х фортепиано в 4 руки
9 класс (дополнительный год обучения)
В конце первого полугодия учащиеся сдают зачет по ансамблю.
13
В девятом классе продолжается совершенствование ансамблевых навыков
и накопление камерного репертуара.
Примерный рекомендуемый репертуарный список
Аренский А. Ор.34, №1 «Сказка»
Аренский А. Ор. 15 Вальс и Романс из сюиты для 2-х фортепиано
Вивальди А.- Бах И. С. Концерт для органа ля минор, обр. М. Готлиба
Вебер К. Ор.60 №6 «Тема с вариациями» для фортепиано в 4 руки
Гершвин Дж. «Песня Порги» из оперы «Порги и Бесс»
Григ Э. «Пер Гюнт», сюита №1, ор. 46
Дворжак А. «Легенда»
Дворжак А. Ор.46 , Славянские танцы для фортепиано в 4 руки
Дебюсси К. «Шесть античных эпиграфов» для фортепиано в 4 руки
Мийо Д. «Скарамуш» для фортепиано в 4 руки
Моцарт В. Сонатина в 4 руки
Моцарт В. – Бузони Ф.Фантазия фа минор для 2-х фортепиано в 4 руки
Прокофьев С. Два танца из балета «Сказ о каменном цветке» (обработка для
2-х фортепиано в 4 руки А. Готлиба)
Рахманинов С. Сюиты №№1, 2 для 2-х фортепиано (по выбору)
Хачатурян А. «Танец с саблями" из балета» «Гаянэ» для 2- х фортепиано в 8
рук
Чайковский П. Арабский танец, Китайский танец, Трепак
«Щелкунчик»;
из балета
Вальс из «Серенады для струнного оркестра»; Вальс из
балета «Спящая красавица» (переложение для фортепиано в 4 руки
А.Зилоти); Романс, ор.6 №6; Баркарола, ор.37 №6; Вальс из сюиты ор.55
№3; Полька, ор.39 №14
Шуберт Ф. Симфония си минор для 2-х фортепиано в 8 рук; фортепианные
концерты
Камерные ансамбли (дуэты, трио, квартеты) в разных инструментальных
составах.
14
III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Уровень
программы
подготовки
учебного
обучающихся
предмета
является
«Ансамбль»,
результатом
который
освоения
предполагает
формирование следующих знаний, умений, навыков, таких как:
наличие
у
обучающегося
интереса
к
музыкальному
искусству,
самостоятельному музыкальному исполнительству, совместному музицированию
в ансамбле с партнерами;
сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков,
позволяющий использовать многообразные возможности фортепиано и других
инструментов для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского
текста, самостоятельно накапливать ансамблевый репертуар из музыкальных
произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;
знание ансамблевого репертуара (4-ручный, 2-рояльный);
знание художественно-исполнительских возможностей фортепиано;
знание других инструментов (если ансамбль состоит из разных
инструментов
-
струнных,
духовых,
народных),
их
особенностей
и
возможностей;
знание профессиональной терминологии;
наличие умений по чтению с листа музыкальных произведений в 4 руки;
навыки по воспитанию совместного для партнеров чувства ритма;
навыки
по
воспитанию
слухового
контроля
при
ансамблевом
музицировании;
навыки использования фортепианной педали в 4-ручном сочинении;
наличие творческой инициативы, сформированных представлений о
методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над
исполнительскими трудностями;
наличие
навыков
репетиционно-концертной
работы
в
качестве
ансамблиста.
15
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
1.
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Оценка качества реализации учебного предмета «Ансамбль» включает в
себя
текущий
контроль
успеваемости
и
промежуточную
аттестацию
обучающегося в конце каждого учебного года с 4 по 7 класс. В 9 классе
промежуточная аттестация проходит в конце 1 полугодия.
В качестве средств текущего контроля успеваемости могут использоваться
академические зачеты, прослушивания, концерты и классные вечера.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет
аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Форму и время проведения промежуточной аттестации по предмету
«Ансамбль» образовательное
Формой аттестации
может
учреждение
быть
устанавливает
контрольный
урок,
самостоятельно.
зачёт,
а также -
прослушивание, выступление в концерте или участие в каких-либо других
творческих мероприятиях.
По
завершении
изучения
предмета
«Ансамбль»
проводится
промежуточная аттестация в конце 7 класса, выставляется оценка, которая
заносится в свидетельство об окончании образовательного учреждения.
2. Критерии оценок
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств,
которые
включают
в
себя
методы
контроля,
позволяющие
оценить
приобретенные знания, умения и навыки.
Критерии оценки качества исполнения
По итогам исполнения программы на зачете выставляется оценка по
пятибалльной шкале:
Таблица 3
Оценка
Критерии оценивания выступления
5 («отлично»)
технически
осмысленное
качественное
исполнение,
и
художественно
отвечающее
всем
требованиям на данном этапе обучения
16
4 («хорошо»)
оценка
отражает
грамотное
исполнение
с
небольшими недочетами (как в техническом
плане, так и в художественном смысле)
3 («удовлетворительно»)
исполнение с большим количеством недочетов, а
именно: недоученный текст, слабая техническая
подготовка, малохудожественная игра, отсутствие
свободы игрового аппарата и т.д.
2 («неудовлетворительно»)
комплекс серьезных недостатков, невыученный
текст, отсутствие домашней работы, а также
плохая посещаемость аудиторных занятий
«зачет» (без отметки)
отражает достаточный уровень подготовки и
исполнения на данном этапе обучения
Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является
основной. В связи со сложившимися традициями школы и с учетом
целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой
«+» и «-», что даст возможность более конкретно и точно оценить выступление
учащегося.
17
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
1.Методические рекомендации педагогическим работникам
Одна из главных задач преподавателя по предмету «Ансамбль» - подбор
учеников-партнеров. Они должны обладать схожим уровнем подготовки в классе
специальности.
В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам
последовательности, постепенности, доступности и наглядности в освоении
материала. Весь процесс обучения строится с учетом принципа: от простого к
сложному,
опирается
на
индивидуальные
особенности
ученика
-
интеллектуальные, физические, музыкальные и эмоциональные данные, уровень
его подготовки.
Необходимым условием для успешного обучения по предмету «Ансамбль»
(фортепиано в 4 руки) является формирование правильной посадки за
инструментом обоих партнеров, распределение педали между партнерами (как
правило, педаль берет ученик, исполняющий 2 партию).
Необходимо привлекать внимание учащихся к прослушиванию лучших
примеров исполнения камерной музыки.
Предметом постоянного внимания преподавателя должна являться работа
над синхронностью в исполнении партнеров, работа над звуковым балансом их
партий, одинаковой фразировкой, агогикой, штрихами, интонациями, умением
вместе начать фразу и вместе закончить ее.
Необходимо совместно с учениками анализировать форму произведения,
чтобы отметить крупные и мелкие разделы, которые прорабатываются
учениками отдельно. Форма произведения является также важной составляющей
частью
общего
представления
о
произведении,
его
смыслового
и
художественного образа.
Техническая сторона исполнения у партнеров должна быть на одном
уровне. Отставание одного из них будет очень сильно влиять на общее
художественное впечатление от игры. В этом случае требуется более серьезная
индивидуальная работа.
18
Важной задачей преподавателя в классе ансамбля должно быть обучение
учеников
фрагменты,
самостоятельной
уточнять
работе:
штрихи,
умению
фразировку
отрабатывать
и
динамику
проблемные
произведения.
Самостоятельная работа должна быть регулярной и продуктивной. Сначала
ученик работает индивидуально над своей партией, затем с партнером. Важным
условием успешной игры
становятся совместные регулярные репетиции
с
преподавателем и без него.
В начале каждого полугодия преподаватель составляет индивидуальный
план для учащихся. При составлении индивидуального плана следует учитывать
индивидуально-личностные особенности и степень подготовки учеников. В
репертуар
необходимо
включать
произведения,
доступные
по
степени
технической и образной сложности, высокохудожественные по содержанию,
разнообразные по стилю, жанрам, форме и фактуре. Партнеров следует менять
местами в ансамбле, чередовать исполнение 1 и 2 партии между разными
учащимися.
Основное место в репертуаре должна занимать академическая музыка как
отечественных, так и зарубежных композиторов.
Помимо ансамблей для фортепиано в 4 руки (с которых удобнее всего
начинать), следует познакомить учеников с ансамблями для двух фортепиано в 4
руки (есть ансамбли в 8 рук).
2. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
С учетом того, что образовательная программа «Фортепиано» содержит
одновременно три предмета, связанные с исполнительством на фортепиано «Специальность и чтение с листа», «Ансамбль» и «Концертмейстерский класс» учащийся должен разумно распределять время своих домашних занятий.
Учащийся должен тщательно выучить свою индивидуальную партию, обращая
внимание не только на нотный текст, но и на все авторские указания, после чего
следует переходить к репетициям с партнером по ансамблю. После каждого
урока с преподавателем ансамбль необходимо вновь репетировать, чтобы
исправить
указанные
преподавателем
недостатки
в
игре.
Желательно
19
самостоятельно ознакомиться с партией другого участника ансамбля. Важно,
чтобы партнеры по фортепианному ансамблю обсуждали друг с другом свои
творческие намерения, согласовывая их друг с другом. Следует отмечать в нотах
ключевые моменты, важные для достижения наибольшей синхронности
звучания, а также звукового баланса между исполнителями. Работать над
точностью педализации, над общими штрихами
и динамикой (там, где это
предусмотрено).
20
VI. СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ НОТНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
1.Список рекомендуемой нотной литературы
1. Альбом фортепианных ансамблей для ДМШ. Сост. Ю. Доля. [Нотный
текст] – М., Феникс, 2005
2. Ансамбли. Средние классы. Вып.6 [Нотный текст] – М., Советский
композитор, 1973
3. Ансамбли. Средние классы. Вып.13 [Нотный текст] – М., Советский
композитор, 1990
4. Ансамбли. Старшие классы. Вып.6 [Нотный текст] – М., Советский
композитор, 1982
5. Альбом нетрудных переложений для фортепиано в 4 руки. Вып.1, 2 [Нотный
текст] – М., Музыка, 2009
6. Бизе Ж. Детские игры. Сюита для фортепиано в 4 руки [Нотный текст] –
М., Музыка, 2011
7. Барсукова С. Вместе весело шагать [Нотный текст] – М., Феникс, 2012
8. Гудова Е.
Хрестоматия по фортепианному ансамблю. Выпуск 3. [Нотный
текст] – Классика- XXI
9. 21 век. Современные мелодии и ритмы. Фортепиано в 4 руки, 2
фортепиано. Учебное пособие. Сост. Мамон Г. [Нотный текст] – СПб.,
Композитор, 2012
10. За клавиатурой вдвоем. Альбом пьес для фортепиано в 4 руки. Сост. А.
Бахчиев, Е. Сорокина [Нотный текст] –М., Музыка, 2008
11. Золотая библиотека педагогического репертуара. Нотная папка пианиста.
Ансамбли. Старшие классы. [Нотный текст] – М., Дека, 2002
12. Играем с удовольствием. Сборник фортепианных ансамблей в 4 руки
[Нотный текст] – СПб., Композитор, 2005
13. Играем вместе. Альбом легких переложений в 4 руки [Нотный текст] –М.,
Музыка, 2001
14. Концертные обработки для фортепиано в 4 руки [Нотный текст] – М.,
Музыка, 2010
21
15. Рахманинов С. Два танца из оперы «Алеко». Концертная обработка для
двух фортепиано М. Готлиба [Нотный текст] – М., Музыка, 2007
16. Репертуар московских фортепианных дуэтов. Сборник. Сост. Л. Осипова.
[Нотный текст] – М., Композитор, 2011
17. Сен-Санс К. Карнавал животных. Большая зоологическая фантазия.
Переложение для двух фортепиано [Нотный текст] –М., Музыка, 2006
18. Смирнова Н. Ансамбли для фортепиано в четыре руки [Нотный текст] –
М., Феникс, 2006
19. Учитель и ученик. Хрестоматия фортепианного ансамбля. сост. Лепина Е.
[Нотный текст] – СПб., Композитор, 2012
20.Хрестоматия для фортепиано в 4 руки. Младшие классы ДМШ. Сост.
Н.Бабасян. [Нотный текст] – М., Музыка, 2011
21. Хрестоматия для фортепиано в 4 руки. Средние классы ДМШ. Сост. Н.
Бабасян. [Нотный текст] – М., Музыка, 2011
22. Хрестоматия фортепианного ансамбля. [Нотный текст] – М., Музыка, 1994
23. Хрестоматия фортепианного ансамбля. Вып. 1, [Нотный текст] – СПб.,
Композитор, 2006
24. Хрестоматия
фортепианного
ансамбля.
Старшие
классы.
Детская
музыкальная школа. Вып.1. [Нотный текст] – СПб, Композитор, 2006
25. Чайковский П. Времена года. Переложение для фортепиано в 4 руки.
[Нотный текст] – М., Музыка, 2011
26. Чайковский П. Детский альбом в 4 руки [Нотный текст] – Феникс, 2012
27. Школа фортепианного ансамбля. Сонатины, рондо и вариации. Младшие и
средние классы ДМШ. Сост. Ж. Пересветова [Нотный текст] – СПб.,
Композитор, 2012
2.Список рекомендуемой методической литературы
1. Благой Д. Камерный ансамбль и различные формы коллективного
музицирования / Камерный ансамбль, вып.2, [Текст] – М.,1996
2. Благой Д. Искусство камерного ансамбля и музыкально-педагогический
процесс. [Текст] – М.,1979
22
3. Готлиб
А.Заметки
о
фортепианном
ансамбле
/Музыкальное
исполнительство. Выпуск 8. [Текст] – М.,1973
4. Готлиб А. Основы ансамблевой техники. [Текст] – М.,1971
5. Готлиб А. Фактура и тембр в ансамблевом произведении. /Музыкальное
искусство. Выпуск 1. [Текст] – М.,1976
6. Лукьянова Н. Фортепианный ансамбль: композиция, исполнительство,
педагогика // Фортепиано. [Текст] – М.,ЭПТА, 2001: № 4
7. Сорокина Е. Фортепианный дуэт. [Текст] – М.,1988
8. Ступель А. В мире камерной музыки. Изд.2-е, [Текст] – Музыка,1970
9. Тайманов И.
Фортепианный дуэт: современная жизнь жанра/
ежеквартальный журнал "Пиано форум" № 2, 2011, ред. Задерацкий В.
[Текст]
23